Найти тему
Рожденный в СССР

Автомобили в СССР - ДАЗ

История Днепровского машиностроительного завода и Конструкторского бюро «Днепровское» неразрывно связана с историей некогда великой и уважаемой, в мире, страны – Союза Советских Социалистических Республик. Ростками своего начала завод уходит в далекие, 40-е годы прошлого века. Страна, ускоренными темпами строившая социализм, становится сильнее и богаче. Но, как «дамоклов меч», над ней и миром, нависает угроза неизбежного военного противостояния с фашистской Германией. Ведя политику экспансии и аннексии территорий ряда европейских государств, она, подчиняя себе их потенциал, открыто вооружалась, готовясь к войне. Руководство СССР понимало опасность этой угрозы. Было понятно и то, что в случае войны, противоборство будет на стороне высоких технологических достижений. Технологические реальности того времени были таковы, что, неизбежно, предстояла война «моторов», одинаково – в воздухе, на воде и суше. Исходя из этой доктрины, правительство СССР спешно принимает ряд мер по развитию промышленных отраслей танко - корабле - авиастроения, действуя адекватно развитию ситуации.

Грузовик советского периода
Грузовик советского периода

Именно в этот период правительством принимается решение о строительстве в городе Днепропетровске крупного авиационного завода. Его возведение было начато незадолго до Великой Отечественной войны. Однако не суждено было Днепропетровску стать авиационной столицей страны. Начавшаяся война прервала осуществление этих планов, к ее началу на юго-западной окраине г. Днепропетровска строители успели подготовить площадку под застройку корпусов завода и заложить фундаменты под некоторые из них.

Еще гремела война, уйдя своими фронтами за пределы Украины, а в районах, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков, уже развернулись работы по восстановлению разрушенного народного хозяйства, народ приступает к восстановлению разрушенного народнохозяйственного комплекса. И вновь на повестке дня мирные планы и проекты.

21 июля 1944 года Государственный комитет Обороны СССР принимает Постановление о строительстве в освобожденном от немецко-фашистских захватчиков городе Днепропетровске завода по производству грузовых автомобилей, автомобилей-амфибий, автопогрузчиков и автомобильных кранов. В структуре автозаводского комплекса проектируется строительство шинного завода.

В октябре 1944 года на площадях, отведенных до войны под возведение авиационного завода, начато строительство Днепропетровского автомобильного завода – ДАЗ (Автострой).

Представим тот далекий, сорок четвертый, год. Завершается освобождение оккупированной территории нашей страны. Возвращаются домой люди, жаждущие жить и трудиться на родной земле. Кто, израненный с фронта, кто – из эвакуации, кто – из освобожденных краев. С востока на запад страны идут эшелоны не только с военными грузами для фронта. Одновременно идут составы с оборудованием для восстановления заводов, фабрик и других, разрушенных войной, объектов. В условиях, когда еще лучшие силы страны должны завершить разгром фашизма, на строительство ДАЗа, решением ЦК партии, привлекаются строители многих регионов Союза. Решением ЦК Коммунистической партии и Правительства Украины стройка ДАЗ объявляется «Ударной косомольской стройкой». Комсомол направляет на Автострой свыше 3000 комсомольцев и молодежи. Несмотря на невероятно трудные условия и тотальную нехватку всего, украинский автомобильный гигант успешно строится.

1945 год. Победоносно завершена Великая Отечественная война. Закончилась самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества, длившаяся долгих 1418 дней и ночей. Битва, унесшая более 27 миллионов жизней наших людей. Самые тяжкие последствия, неизмеримые человеческие и материальные потери в этой войне выпали на долю советского народа. Но известна простая истина история народам никогда не отводит времени на «горевание», – надо, закатав рукава, немедля залечивать тяжелейшие раны, нанесенные войной. И в прямом, и в переносном смысле.

Поэтому, никак немедля, в первом же послевоенном году Постановлением Совмина СССР от 13 июня 1946 года «О Государственном плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946 год», отдельной строкой, предусматривается строительство в г. Днепропетровске крупнейшего в стране шинного завода. Во исполнение упомянутого Постановления, Министр резиновой промышленности Митрохин Т.Б. издает приказ № 152 от 05.08.1946 г. «Об организации строительства Днепропетровского шинного завода (ДШЗ)». Исполком Днепропетровского городского Совета депутатов трудящих, решением от 17.11.1946 г. № 2044 отводит земельный участок.

1947 год, Начало апреля. Специалисты треста «Приднепровский промстройпроект» совместно со специалистами ДАЗа, железной дороги и сельхозартели «Сноп», отмеряют на юго-западной окраине г. Днепропетровска земельный надел под строительство нового завода. Участок площадью 46,5 гектара расположен непосредственно за территорией ДАЗа.

Май 1947 года. Начинается строительство Шинного завода (второе производство Автостроя). Сюда направляются строители треста «Днепроавтострой» (с марта 1949 г. – строительно-монтажный трест №17). Строительной техники мало, непрерывно возникают организационные трудности. Но, преодолевая все, огромный основной корпус завода, расположенный далеко за городом, в голой степи, основательно растет. Территория завода огораживается временным заграждением из колючей проволоки. Условия работы тяжелые. Катастрофически не хватает жилья для специалистов, прибывающих на стройку из разных регионов страны. Остро встают вопросы строительства общежитий, столовых, обеспечения транспортом и другие вопросы, решать которые нужно было немедленно, не откладывая «на завтра».

Средина 1947 года – июнь. С целью решения жилищных проблем работников будущих шинного и автозавода разворачивается застройка жилых массивов – рабочих поселков Нижний, Верхний, Строителей, Стахановский. Октябрь 1948 года. Холодная снежная осень. Открывается регулярное движение трамваев от пр. Пушкина до центральной проходной ДАЗа (маршрут № 11). Строителям Шинного завода расстояние до стройки приходилось преодолевать пешком через территорию ДАЗа. Строительство и развитие ДШЗ требовали постоянного пополнения рабочими кадрами. Но люди неохотно шли устраиваться на работу на строящийся завод, который располагался на окраине города и к которому не подходил ни один вид транспорта. Устраняя этот недостаток, в конце 1952 г, решением городских властей г. Днепропетровска от центральной проходной ДАЗ до ул. Призаводской (а в 1954 году – до Днепромаша) продлевается линия городских трамвайных маршрутов № 10 и № 11. Вдоль строящихся корпусов и дороги, проложенной к Шинному заводу, высаживаются тысячи деревьев и кустарников. Размечаются аллеи, создается ландшафтный сквер на призаводской территории. В юго-западной части заводской территории высаживаются сотни саженцев фруктовых деревьев – создается большой сад. Между заводом и железной дорогой насаживается лесополоса. Все благоустройство территории и подъездов выполняется силами и энтузиазмом заводчан. К площадке будущего завода подводится грузовая железнодорожная ветка. В 1949 году группа рабочих ДСУ под руководством Малащука П.И. (впоследствии начальника цеха № 15, начальника ЖКХ Днепромаша) от ТЭЦ ДАЗа прокладывается теплотрасса к Шинному заводу. Корпуса получают тепло.

Декабрь 1949 года. Построенный в чрезвычайно сжатые сроки, автозавод ДАЗ начинает производить первую продукцию. Выпущена первая серия грузовых автомобилей ДАЗ-150 «Украинец», автокранов К-31 и К-32. В 1950 году освоено производство автомобиля–амфибии ДАЗ-485 и начинается серийный выпуск автомобиля ЗИС-585. Ускоренными темпами продолжается строительство Шинного завода – второго производства ДАЗ. Строители треста № 17 и субподрядных организаций к осени 1951 года практически заканчивают строительство основного корпуса завода. К этому времени уже были созданы все предпосылки к тому, чтобы Автомобильный и Шинный заводы были введены в строй и выпускали очень нужную стране продукцию.

Завершая строительство автозавода и в его составе шинного завода никто не мог предположить, что совсем скоро судьбы этих двух заводов, их предназначение в очередной раз круто изменятся.

На этот раз этим заводам была уготована историческая миссия стать мощными научно-производственными центрами СССР – первопроходцами и промышленными лидерами Союза по разработке и производству новейших видов отечественной ракетно-космической и радиолокационной техники.

Авто
5,66 млн интересуются