Данная статья будет разделена на несколько частей, так как по данному производителю довольно много информации которую стоит упомянуть. Спасибо за понимание!
АЕС (Лондон/ Саутхолл, Великобритания, 1912-1979)
История появления на свет грузовых автомобилей британской компании АЕС ( произносится как АИК) является своеобразным исключением из правил. В начале XX века для создания автобусов использовали шасси обычных грузовиков, но грузовики марки АЕС появились прямо противоположным способом. В 1908-м году три лондонские компании по эксплуатации моторных омнибусов решили объединиться в одну фирму, получившую название "Главная Лондонская компания омнибусов" (London General Omnibus Company), сокращенно LGОC. Эта группа стала владельцем наибольшей части лондонских автобусов: в год основания ей принадлежало 885 из 1066 столичных машин общественного транспорта. В 1909 году в помещениях одного из партнеров, транспортной компании "Вэнгард" (Vanguard), в местечке Уолтхэмстоу близ Лондона была налажена сборка первых автобусов модели X с агрегатами трех английских фирм "Дэймлер" (Daimler), "Уолсли" (Wolseley) и "Тиллинг-Стивенс" (Tilling-Stevens). Через год на их основе был создан один из самых известных британских городских автобусов довоенного периода - 2-этажная модель В.
Шасси серии В было рассчитано на полную массу 5 тонн и позволяло использовать его для создания грузовых машин. Такая возможность представилась после 12 июня 1912 года, когда LGOC попала в зависимость от компании по эксплуатации лондонского метро. Новое руководство решило выделить производство автобусов в самостоятельную фирму, ассоциированную или присоединенную к основной транспортной компании. Ее так и назвали "Ассошиэйтед Икуипмент Компани" (Associated Equipment Company - АЕС)-"Ассоциированная компания подвижного состава".
В первые годы существования компания занималась только сборкой автобусов модели В. Идея использовать их шасси для грузовых автомобилей родилась в начале Первой Мировой Войны, однако первая партия 3-тонных армейских грузовиков АЕС модели Y с двигателями мощностью 30 л.с. была изготовлена лишь в 1916 году. Через год появилась усовершенствованная модель YA (45 л.с.). К 1919 году было изготовлено 10 тыс. таких грузовиков.
После Первой Мировой Войны продолжилось производство гражданских вариантов первой серии - YB и YC. В 1923 году их заменил 2,5-тонный грузовик, который являлся полностью оригинальной разработкой. Он оказался самым легким в программе АЕС за всю историю фирмы, которая постепенно начинала склоняться к изготовлению более мощных машин грузоподъемностью не менее 5 тонн. Ухудшившееся общее экономическое положение в стране заставило АЕС заключить в 1926 году соглашение о сотрудничестве с фирмой Daimler, создав вторую ассоциированную компанию "Ассошиэйтед Дэймлер Компани" (Associated Daimler Company) с менее известной аббревиатурой АДК (ADC). Под этой маркой до 1928 года выпускали грузовые автомобили и автобусы на шасси АЕС с двигателями Daimler. Но компаньоны разошлись во мнениях по поводу новых разработок и через два года продолжили свое независимое существование. К этому времени наибольшей популярностью продолжали пользоваться автобусы АЕС. Высокие прибыли от их продажи во многие города Великобритании и в колонии позволили в 1927 году ввести в строй новый завод в Саутхолле.
Важным решением, отразившимся на всей последующей истории AEC, стало приглашение в 1928 г. инженера Дж. Рэкхэма (G.J. Rackham) на должность главного конструктора. Воплощение его идей со временем сделало марку AEC синонимом качества и надежности.
В 1928-30 гг. начинает формироваться новая грузовая программа AEC. Первыми моделями стали легкие капотные "Меркьюри" (Mercury) и "Маджестик" (Majestic) грузоподъемностью 4 и 6 тонн с 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями мощностью 65 л.с. и пневматическими шинами. Первой моделью с кабиной над двигателем стал в 1930 году 2-х осный "Мэммот" (Mammoth) - "Мамонт" - грузоподъемностью 7-8 тонн с верхнеклапанным бензиновым двигателем мощностью 100 л.с. и массивными цельнолитыми шинами. Через два года на шасси "Меркьюри" был создан бескапотный 5-тонный вариант "Матадор" (Matador), впервые получивший опытный образец вихрекамерного дизельного двигателя с головкой блока "Рикардо" (Ricardo).
С 1933 года в Саутхолле началось серийное производство достаточно широкой гаммы грузовиков с хорошо известной красно-синей эмблемой АЕС в виде перевернутого треугольника. Новое семейство получило индекс М, так как состояло из моделей, названия которых начинались только с этой буквы. Одновременно развернулось серийное производство автобусов серии R, получивших имена на эту букву (Regent, Regal и Renown) и сделавших красные двухэтажные автобусы АЕС неотъемлемой частью Лондона. Их качество оказалось настолько высоким, что до сих пор на улицах английской столицы часто можно увидеть их наследников из семейства "Рутмастер" (Routemaster).
Что же касается грузовой гаммы М, то к середине 30-х гг. она включала 2-, 3- и 4-осные машины: "Мэндейтор" (Mandator), "Маршал" (Marshal), "Меркьюри" (Mercury), "Монарх" (Monarch) и "Мэммот Мэйджор" (Mammoth Major) грузоподъемностью от 5 до 15 тонн. Они оказались настолько удачными, что без особых изменений оставались в производстве до 50-х годов. Самый крупный из них "Мэммот Мэйджор-8" (8x4) выпускали с 1933 по 1947 г. Он стал одним из наиболее известных английских 4-осных грузовиков, а его конструкция стала классической.
В небольших количествах его выпускали также в капотном исполнении "Мэммот Мэйджор-6" (6x2/6х4). Для этих машин использовали рядные 4-х и 6-ти цилиндровые бензиновые двигатели (5123 или 7413 см3, 80~92 л.с.), однодисковое сухое сцепление, 4-ступенчатые коробки передач, рессорные подвески, гидропривод тормозов с вакуумным усилителем и очень прочные сварные рамы. В 30-е гг. некоторые модели были дважды модернизированы и получили дополнительную маркировку Mk II и Mk III. Другой важной заслугой фирмы стало начало серийного производства в 1933 году верхнеклапанного 6-цилиндрового вихрекамерного дизельного двигателя А196"(7581 см3, 95 л.с.).
С присоединением в 1929 году английского отделения американской компании "Фор Уил Драйв" (FWD) на АЕС начались работы над полноприводными машинами. Первым грузовиком с полным приводом стал АЕС R6T. После присоединения фирмы "Харди" (Hardy) (которая стала фактически филиалом по производству полноприводных машин) с 1932 года в гамме АЕС появились грузовики в исполнениях 4x4 и 6х6, а в 1933 году был построен опытный образец тягача 8x8.
Эти перспективные разработки пригодились во время второй мировой войны, когда фирма поставляла в британскую армию дизельные артиллерийские тягачи "Матадор" (Matador) (4x4) и 3-тонные бензиновые грузовики "Маршал"(Marshall) (6x6). На базе "Матадора" выпускали 10-тонное шасси (6x6) с бензиновым и дизельным двигателями (модели 854 и 0854 соответственно), предназначенное для установки цистерн, кранов и специального армейского оборудования. Всего до конца войны по заказам военного ведомства фирма АЕС изготовила 10,5 тыс. грузовиков, более 600 бронеавтомобилей, а также выпускала дизели для танков "Валентайн" (Valentine) и военное оборудование.
Отдельно стоит упомянуть связи АЕС и Советского Союза. В 1935-м году в СССР был продан уникальный тягач с колёсной формулой 8х8.
В 1937-м году в СССР были поставлены троллейбусы AEC 664T в количестве 2-х экземпляров (одно-и двухэтажный), которые проработали в Москве до 1947-го (одноэтажный) и 1948-го (двухэтажный) года.
Также имеются неподтверждённые сведения о том, что некоторое количество грузовиков AEC Matador были поставлены Советскому Союзу по Ленд-Лизу