Найти в Дзене
УАЗбука - не только про УАЗ!

Мифы и реалии ЗМЗ-409 (1)

Продолжить рассказы о моторах ЗМЗ-409 меня вынудили непрекращающиеся комментарии к двум прошлым статьям.

Странное неверие людей в то, что такое возможно, какие-то надуманные и и чем не подтвержденные мифы, которые безапелляционно цитируются.
Я не буду в этой статье что-либо утверждать или доказывать, я буду просто приводить факты, по мере их поступления.

Один из мифов, что двухрядная цепь не рвется. Рвется и ещё как:

Двухрядная цепь ГРМ
Двухрядная цепь ГРМ

Конечно, если цепь не совсем уж подделка, то такие разрушения, без посторонней помощи, невозможны. В данном случае виновником происшествия выступил роликовый натяжитель в котором заклинил подшипник.

Натяжитель со звездочкой
Натяжитель со звездочкой

Как говорилось во многих источниках (в т.ч. Rodos-M) верхнему натяжителю не хватает смазки в виде масляного тумана и он работает в крайне тяжелых условиях. Тем более если подшипник был не лучшего качества, то судьба его как на фото выше: полное разрушение.

Была информация, что зубчато-пластинчатая цепь не рвется. Тоже, совсем не факт.

Зубчато-пластинчатая цепь ГРМ
Зубчато-пластинчатая цепь ГРМ

В данном случае цепь порвалась из-за ударных нагрузок, которые возникли или вследствие её чрезмерной растянутости или из-за "почившего" гидронатяжителя (вторая версия более убедительная).
Об этом свидетельствуют стертые зубья цепи, которые уже не попадали в пазы шестеренки.

Стертые зубья цепи ГРМ
Стертые зубья цепи ГРМ

Срезанные болты промежуточного вала приводят к тому, что масло перестает поступать в двигатель. Как оказалось, это не единичное явление. Было несколько человек с такой поломкой.

Срезанные болты промежуточного вала ЗМЗ-409
Срезанные болты промежуточного вала ЗМЗ-409

Виновника надо искать в ударных нагрузках на этот узел. Они могут возникать как из-за того, что цепь излишне вытянулась, так и из-за того, что в системе какой-то узел работает нештатно.

Два примера:
В первом, вина была в неплотной посадке маленькой шестеренки промежуточного вала на большую. В узле образовался люфт, что в процессе эксплуатации привело к тому, что болты "срезало".

Неплотная посадка шестеренок привела к поломке болтов крепления промвала.
Неплотная посадка шестеренок привела к поломке болтов крепления промвала.

Во втором случае наложилось, то что заедали шестеренки бензонасоса маслонасоса и то, что цепь ГРМ работала с перекосом.

Неравномерная, боковая выработка на зубьях - следствие того, что цепь работала с перекосом
Неравномерная, боковая выработка на зубьях - следствие того, что цепь работала с перекосом

В защиту ЗМЗ-409 можно сказать, то что есть и удачные образцы.
К примеру двигатель, который прошел 150 тысяч километров, в который заливали какое-попало масло исправно работал и не думал ломаться. Только когда настала пора менять цепь ГРМ его открыли и увидели:

Двигатель ЗМЗ-409, который несмотря ни на что работал и работал!
Двигатель ЗМЗ-409, который несмотря ни на что работал и работал!

Очень хотелось бы, чтоб не единичный образец, а все двигатели ЗМЗ так же достойно выдерживали "все тяготы и лишения"нашей нелегкой жизни :)

Подписывайтесь на канал! Следите за новостями при помощи форума и соц.сетей, задавайте вопросы на почту info@uazbuka.ru.