Найти в Дзене
Вы в пути

Система ESP имитирует полный привод

Оглавление

Система ESP стала логичным развитием антиблокировчной системы тормозов. У разных производителей она получила раличное название – от системы курсовой устойчивости до динамической стабилизации. Такое разночтение связано с разным функциональным назначением, которому не сложно обучить систему.

Принцип работы

Действие ABS основано на контроле угловой скорости вращения колес. При обнаружении остановки колеса при торможении, происходит сброс давления в рабочей тормозной системе.

Система курсовой устойчивости также отслеживает в сравнительном режиме показатель угловой скорости вращения всех колес. Изменение этого показателя означает уход машины с прямолинейной траектории (занос, снос). Это позволяет внести корректировку в действия водителя. Колесо с быстрым вращением подтормаживается. Автомобиль остается на своей траектории.

Возможности ESP

Такое простое описание не позволяет оценить всех возможностей ассистента. Производители на разных дорожных ситуациях прописывают десятки алгоритмов, чтобы ESP аккуратно вмешивалась в управление автомобилем.

-2

Практика эксплуатации машин в разных условиях выявляла не всегда корректные действия. К примеру, при преодолении вязкой дороги при весенней распутице легкая пробуксовка одного из колес не правильно оценивалась электроникой. Подавалась команда на сброс активности мотора, и машина, потеряв темп, застревала.

Чтобы допустить пробуксовку колес в сложных дорожных условиях машины стали оснащать кнопкой отключения ESP. Это давало в некоторых случаях неожиданные бонусы. К примеру, LADA Xray имеет модификации с клавишей отключения и без нее (на раннем этапе выпуска). Поначалу система не давала раскрыться 122-сильному мотору, постоянно вмешиваясь. В связи с этим немалый внедорожный потенциал Xray оставался не раскрытым.

-3

Конструкторы кроссвера АвтоВАЗ не только внедрили клавишу отключения ESP. Был установлен тумблер выбора режимов поездки. Позиции «Sport» «Песок» и «Зимний» ничто иное, как изменение алгоритмов работы системы курсовой устойчивости.

Внедорожный потенциал

Опытный водитель назовет неожиданные проявления функциональных возможностей ESP. Представим себе 300-метровый подъем. Глинистая дорога раскисла после дождей. Обычно такой подъем форсируют за счет запаса скорости. Но если покрытие еще неровное, то придется ползти на 1-2 передаче.

-4

Вот в такой ситуации электронный ассистент окажет помощь. Если одно из колес пробуксовывает, то крутящий момент второго колеса оси даже на моно приводной машине способен вытащить автомобиль на вершину. О работе ESP можно судить только по периодическому мерцанию контрольной лампы. Главное в такой ситуации, чтобы хватало запаса тяги у мотора.

Что в итоге

Сегодня даже машины в базовой комплектации оснащаются электронным помощником курсовой устойчивости. Зная о его возможностях, нужно научиться применять их на практике. Но и только надеяться на работу системы не стоит, излишне рискуя на дороге.

Авто
5,66 млн интересуются