Найти тему
Большая перемен@

Мессенджеры как обучающая среда

Оглавление

Статья для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Надежда Власова, преподаватель русского языка как иностранного, кандидат филологических наук

Современные технологии и появившиеся благодаря им формы общения неизбежно влияют на привычную атмосферу занятий

И вне аудитории, и в стенах учебного заведения студенты обращаются к смартфонам: к популярным социальным сетям для просмотра контента и общения с друзьями, к мессенджерам и другим продуктам мультимедиа, к которым у учащихся есть доступ «здесь и сейчас». Стоит ли запрещать использование смартфонов на занятии? Отбирать у студентов телефоны и планшеты? Тотально заменять их привычными «бумажными» источниками информации? Я так не думаю. Цифровые технологии − неотъемлемая часть жизни современного человека. На мой взгляд, преподаватель может и должен построить занятие таким образом, чтобы цифровизация из «противника» учебного процесса превратились в его «сторонника». Для этого нужно в первую очередь изменить собственную точку зрения на ситуацию, когда студента «от телефона не оторвешь». В статье речь пойдет об использовании смартфонов на занятиях по иностранному языку (точнее, русскому как иностранному), однако подход в целом применим к любому предмету и учащимся разного возраста, в том числе и школьного.

«Первый» и «второй» каналы информации

Использование экрана смартфона при одновременном просмотре телепередач или иного медиаконтента получило у исследователей обозначение «второго экрана». Это определение подчеркивает, что смартфон в данном случае является дополнительным каналом коммуникации. Понятия «первого» и «второго» экранов можно использовать и применительно к учебному процессу. При этом в роли «первого экрана» выступает привычная всем доска, а в роли «первого канала коммуникации» − преподаватель. Смартфон в этой ситуации стоит рассматривать как индивидуальное средство получения и хранения образовательного «контента» различного рода и, что очень важно, – обратной, также индивидуальной, связи с преподавателем. В англоязычной методической литературе распространено обозначение подобной модели использования электронных устройств как «connected learning» (наиболее близким русским переводом является «взаимосвязанное обучение»).

Connected Learning в англоязычной методической литературе

Авторы коллективных исследований «Connected Learning: an Agenda for Research and Design» и «Teaching in the Connected Learning Classroom» подчеркивают, что различные средства медиа в настоящее время могут быть строительным материалом для создания уникальных персонализированных продуктов, в том числе и образовательных.

Новый подход к обучению, названный «connected learning», пропагандирует «broadened access to learning that is socially embedded, interest-driven, and oriented toward educational, economic, or political opportunity». Далее приведу перевод этой цитаты (переводы с английского здесь и далее мои):

Расширенный доступ к обучению, являющемуся социально значимым, движимому личностными интересами и связанному с реализацией учебных, экономических или политических возможностей.

«Connected learning» реализуется, когда обучающийся  способен учитывать личностные интересы, обеспечен поддержкой друзей и близких ему взрослых и имеет возможность связать свои интересы с академическими достижениями, успехами в карьере и социальными обязательствами. Следует сказать, что авторы пишут о школьниках, преимущественно подростках, но при этом подчеркивают, что предлагаемый ими подход может быть распространен на любую возрастную группу.

-2

«Connected learning» призвано восполнить пробел между обучением в образовательной организации и за ее пределами, преодолеть разобщение поколений, решить проблему неравенства, возникающую из-за растущей индивидуализации обучения. Сторонники нового подхода в обучении обращаются к цифровым технологиям, в том числе в области средств коммуникации, для решения этих задач. При этом в отличие от многих подходов к образовательному процессу, «connected learning» не ограничено использованием каких-то определенных технологий. Исследователи подчеркивают, что речь идет о новой системе ценностей и приоритетов.

Основными принципами «connected learning», по мнению сторонников этого подхода, следует считать «equity, social connection, and participation» («равенство, социальные связи и участие»), а основным достоинством – гибкость. Авторы коллективного исследования «Teaching in the Connected Learning Classroom» подчеркивают, что роль преподавателя (учителя) в современных условиях меняется. Он теперь выступает в качестве дизайнера обучающей «экосистемы». Важнейшими ее особенностями должны являться адаптивность, способность учитывать интересы каждого ученика, быстрое реагирование на значимые события регионального, общегосударственного и мирового значения.

Сматфоны до, во время и после занятия: основные плюсы использования

Активное включение смартфонов в образовательный процесс имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Активное включение смартфонов в образовательный процесс имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, социальные сети и мессенджеры сегодня являются для молодых людей естественной средой коммуникации. Использование этих форм общения в образовательном процессе позволяет преодолеть разрыв между современными технологичными развлечениями и способами коммуникации, с одной стороны, и традиционными формами проведения занятия, с другой. Трансляция учебного материала на смартфоны студентов позволяет включить его в образовательный процесс в более привычных и удобных для обучающихся формах [1, с. 88-89]. В итоге студенты больше не отвлекаются на телефоны, так как телефоны становятся полноправной частью занятия.

Во-вторых, в отличие от привычной демонстрации учебного материала на экране (доске), его рассылка на смартфоны студентов позволяет не только показывать какие-либо ресурсы, но, что особенно важно, предоставляет возможность каждому учащемуся так или иначе взаимодействовать с ними. По сути, использование смартфона как персонального («второго») экрана – это такой же важный шаг к самостоятельности в освоении учебного материала, как переход от монолога преподавателя к диалогу между преподавателем и / или студентами на занятии [1, с. 89]. Презентации, безусловно, облегчают усвоение учебного материала, однако они не дают опыта взаимодействия с этим материалом в самом процессе обучения.

В-третьих, рассылка учебно-методических материалов непосредственно на смартфоны студентов позволяет без дополнительных действий (в частности, копирования презентаций на карты памяти) сохранить их в той естественной среде, какой для большинства студентов являются гаджеты. Так, популярные приложения для обмена сообщениями имеют специальный функционал, на основе которого полученные в групповом чате или индивидуальной переписке изображения, документы, ссылки и т.д. сохраняются в специальных разделах, и учащиеся легко могут к ним обратиться в случае необходимости.

Какие технологии использовать на занятии?

Не каждый преподаватель способен создать сайт или написать программу для компьютера (смартфона). Когда мы говорим о цифровизации образования, речь должна идти не только (и даже не столько) о создании новых цифровых продуктов, но и об использовании уже существующих, тех, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Их применение не требует специальных навыков, продолжительного обучения, специализированных классов, разработки (покупки) и установки программного обеспечения, выделения дополнительных часов в программе. Именно такое решение – использовать уже существующие технологии – мне кажется методически правильным. Речь должна идти в первую очередь о новых принципах организации учебного процесса.

Возможное решение: мессенджеры

Что преподавателю предлагают современные технологии? Нам есть из чего выбрать: сервисы Google Classroom, возможность обучать онлайн при помощи Skype, интерактивные доски Idroo, сайты для создания онлайн-игр, таких как Quizlet… Основная сложность их использования заключается в том, что не каждая организация может обеспечить студентам выход в интернет или оснастить аудиторию компьютерами. Однако и в этой ситуации преподаватель может идти в могу со временем и использовать на занятии, до урока и после него современные цифровые технологии. Ведь сейчас у каждого студента есть смартфон, на котором, скорее всего, установлены мессенджеры и приложения популярных социальных сетей.

-4

Использование мессенджеров дает возможность оперативного оповещения студентов об изменениях в учебном процессе, важных событиях в учебном заведении и / или городе пребывания студентов. При этом наиболее удобными, по моему опыту, являются технологии обмена мгновенными сообщениями в формате групповых (открытых или закрытых) чатов через специальные приложения – мессенджеры. Таким образом принципы «connected learning» оказываются реализованными и во время занятий и, что немаловажно, вне их.

Сегодня есть целый ряд сервисов, включая популярные социальные сети, обеспечивающих данный функционал. Прежде всего это, конечно, известные «ВКонтакте» и «Facebook». Однако для того, чтобы создать групповой чат «ВКонтакте», иностранным студентам необходимо будет зарегистрироваться там, а преподавателю − добавить всех студентов в список «друзей», что рождает целый ряд вопросов этического характера, так как подобные страницы часто создаются для личных, а не профессиональных, целей и, соответственно, содержат контекст личного, а не учебного содержания.

На «Facebook» нет подобных ограничений: на основе встроенного в него мессенджера можно создавать групповые чаты, добавляя в них пользователей просто по имени и фамилии. Подобным же образом можно создавать закрытые групповые чаты и в мессенджере Telegram, который отличается от других подобных приложений возможностью создания ботов и каналов. Бот – программа, которая позволяет отвечать на вопросы пользователя, искать информацию, консультировать. Канал – это чат, отправляющий сообщения неограниченному количеству пользователей, подписанных на него. Мы со студентами используем возможности мессенджера WhatsApp.

Как правило, студенты, объединенные общими целями и задачами в процессе обучения, создают закрытую группу для обмена информацией о заданиях, текущих событиях, получения поддержки одногруппников и преподавателя. Преподаватель, в свою очередь, руководствуясь принципами «connected learning» (равенство, социальные связи и участие), может мотивировать создание такой группы, стать ее участником, создать ситуацию непрерывного освоения русского языка, прививать студентам навыки самостоятельной работы с учебно-методическими материалами, используя технические возможности смартфонов и самого приложения.

Как использование мессенджеров помогает учить иностранный язык (русский как иностранный)

-5

Одна из главных проблем в изучении любого иностранного языка, в том числе и русского как иностранного, − снятие психологических барьеров. Особенно это важно на начальном этапе и при работе со взрослыми студентами. Преподаватель должен и может показать учащимся, что обучение русскому языку – это процесс позитивный, и каждый по-своему в нем успешен. Многим преподавателям-филологам нелегко смириться с этой мыслью, но если общение протекает естественно, речь как таковая не является самоцелью. Именно поэтому в интернет-общении формы коммуникации не могут быть заключены в рамки определенной языковой системы. Допускается использование смайлов, мемов, картинок, выражений из разных языков. Все это в той или иной степени снимает психологические барьеры вступления в коммуникацию на изучаемом языке.

Общение в интернете предполагает доведение до автоматизма некоторых графических навыков, которые необходимы для присутствия личности в любом интернет-сообществе. Студенты постепенно запоминают и воспроизводят графический облик тех слов, которые часто используют при переписке. Хрестоматийный пример – формулы приветствия и прощания («добрый день», «привет», «до встречи» и т.д.), хотя ими, конечно, дело не ограничивается.

При общении в интернет-сообществе, особенно созданном с учебными целями, определенную проблему представляет собой исправление ошибок. Реагировать на ошибки студентов, изучающих иностранный язык, можно двумя основными способами. Выбор стратегии зависит от целей и задач выполнения конкретного задания. Если основной целью является отработка определенной лексико-грамматической модели, то ошибки необходимо исправлять сразу же, как только они были допущены, чтобы не допустить их закрепления в речи. Если задание предполагает развитие коммуникативных навыков, не стоит прерывать говорящего, даже если он ошибается. В этом случае, как правило, ошибки фиксируются и обсуждаются уже после выступления студента.

Поскольку основные задачи общения в группе WhatsApp – снятие психологических барьеров и относительно свободная коммуникация на русском языке, преподавателю, на мой взгляд, не стоит исправлять участников общения, а следует демонстрировать правильные речевые образцы, максимально повторяя лексику и грамматические конструкции, которые уже использовали участники «беседы». Для этого можно использовать скриншоты необходимых частей полилога. На начальном этапе изучения русского языка как иностранного преподаватель должен участвовать в естественной беседе, не изменяя конструкций, а впоследствии постепенно знакомить обучающихся с синонимичными лексикой и грамматическими конструкциями. Преподавателю необходимо мотивировать учащихся к общению на русском языке и показывать студентам их успешность в этом общении. Успешность заключается, прежде всего, в том, чтобы быть понятым. Преподаватель может подсказать, помочь выразить мысль правильно прежде всего как полноправный участник общения (а не как ментор, объясняющий грамматику на уроке). Хочу подчеркнуть, что смайлы, мемы и картинки тоже могут быть прокомментированы и тем самым продемонстрированы речевые образцы, отражающие их смысл.

Общаясь в группе WhatsApp, студенты часто используют онлайн-переводчики, чтобы сформулировать высказывание на русском языке. Это неизбежно приводит к ошибкам. Описанные выше приемы будут действенными и в этом случае. Делая скриношоты реплик студентов и демонстрируя речевые образцы, преподаватель должен объяснить учащимся, как пользоваться словарями и переводчиками в интернете, как выбрать правильное значение слова, подсказать, какие словари и онлайн-переводчики стоит использовать, почему в них довольно много ошибочных переводческих решений.

Общение в чате всегда носит характер беседы, обмена информацией. Используя мессенджеры, преподаватель может реализовать воспитательные и общеразвивающие цели и задачи, предлагая студентам новую информацию культурологического и страноведческого характера: фотографии или картинки с небольшими комментариями, тексты, ссылки. Обсуждение интересных для учащихся тем стимулирует их к использованию изучаемого языка в общении.

Ложка дегтя: немного о сложностях

Разумеется, использование мессенджеров не может заменить академического аудиторного общения с преподавателем, работы с учебником, использования классических методических материалов. Общение в онлайн-группах играет роль сопровождающего методического приема, но, как показывает опыт его использования, приема весьма эффективного.

Одним из основных его минусов является трудоемкость для преподавателя, однако при умелом и рациональном использовании он позволяет учитывать интересы каждого студента, ненавязчиво прививать учащимся навыки самостоятельной работы с учебными материалами различного рода, анализировать и систематизировать ошибки студентов, предлагать учащимся больше информации краеведческого, страноведческого характера, чем это позволяют рамки программы, мотивировать студентов на дальнейшее изучение языка.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»