Закипание системы охлаждения при передвижении по городу – явление нередкое. Особенно летом, на регулируемом перекрестке стоит притормозить в ожидании зеленого сигнала, как стрелка температуры резко идет вверх, загорается красная сигнальная лампа. Дальнейшее движение невозможно, осталось откатить машину к обочине, где и ждать остывания двигателя.
Вероятные причины неожиданного закипания
Если при движении за городом, в равномерном безостановочном движении автомобиль не перегревался, а аварийная ситуация сложилась именно при остановке с работающим двигателем, то невключение вентилятора наиболее вероятная причина.
Есть достаточно большой перечень неисправностей, которые проявляются также. Например: отказ термостата. Именно при остановке пришло время включить систему охлаждения на большой круг, а термостат заклинило.
Недостаток жидкости в системе, порыв патрубка, засорение отверстия в крышке бачка может стать причиной резкого роста температуры в системе охлаждения. В первую очередь необходимо проконтролировать целостность предохранителя питания вентилятора, а потом переходить к проверке цепей.
Как проверить цепи вентилятора
Команду на включение вентилятора формирует температурный датчик-выключатель. Замыкание контактов происходит при температуре 93-98 градусов, это зависит от конкретной модели. Датчик мог в процессе эксплуатации изменить температуру срабатывания, нередко его контакты подгорают. Проверить просто:
• Отключить разъем от датчика.
• Приготовить согнутый скобой кусок проволоки, со снятой на концах изоляцией. Сечение проволоки (примерно 1 кв. мм) должно позволять вставить скобу в гнезда приходящего разъема.
• Гнезда перемыкаются скобой. Это имитация срабатывания датчика-выключателя. При этом вентилятор должен запуститься. В большинстве автомобилей вентилятор работает без включения зажигания. Но если пуск вентилятора не произошел, стоит повторить проверку с включенным зажиганием.
Вывод: если при замыкании контактов вентилятор запустился – неисправен температурный датчик, если нет – датчик ни при чем.
Протестировать датчик можно сняв его с радиатора, и поместив в кипяток. Прозвонка мультиметром должна показать срабатывание контактов накоротко.
Проверить вентилятор можно, если разъединить разъем его питания и подать напряжение двумя проводами с аккумулятора. Имея мультиметр, можно убедиться в целостности его обмотки. Сопротивление должно составлять несколько Ом.
Окисление контактов разъемов – распространенная причина невключения вентилятора. Поочередно разъединить и зачистить контакты. Контролировать эффект очистки можно соединяя перемычкой контакты датчика-выключателя.
Следующий узел проверки – реле управления вентилятором (если оно есть по схеме). Обрыв обмотки, окисление контактов всегда вероятны.
Если не удалось быстро устранить причину закипания из-за несрабатывания вентилятора в дороге, то можно дотянуть до гаража с остановками, контролируя температуру.
Читайте также: множество интересного материала в нашем автомобильном web-журнале https://drivepulse.ru