Найти тему
NCTribit

Редуктор спидометра Suzuki Intruder VS1400 GLPS

Поломки типового редуктора спидометра, обрыв троса спидометра.

Вводная информация (на момент поломки):

Мотоцикл: Suzuki Intruder VS1400 GLPS
Год производства: 1995
Страна реализации: Франция-Германия
Пробег на спидометре: 36500 км
Два порванных троса спидометра.

* В тексте могут быть незначительные неточности, так как пишется все по памяти по прошествии двух лет.

Поломка привода спидометра не такая редкая проблема и обычно первым и самым очевидным симптомом проблемы становится отсутствие показаний на спидометре.

В результате проверки выясняется, что оборвался трос спидометра. За частую ремонт этого узла заменой троса и ограничивается. В современных моделях мотоциклов и автомобилях узел имеет уже электронную природу и описываемое в этой статье маловероятно.

Причиной поломки в основном считают отсутствие смазки троса и возраст механизма.

Однако, из виду упускается неявная причина таких поломок.

Редукторы делятся на левосторонние и правосторонние. К примеру, первые модели Suzuki Intruder VS750 (G/H) имели тормозной суппорт и диск слева, а редуктор спидометра находился соответственно справа, у более молодых моделей – редуктор перенесли на левую сторону. При этом сам редуктор или передаточное число редуктора спидометра на колесе у разных моделей идентичное. Такой вывод происходит из сравнения номеров редукторов на схемах запчастей разных мотоциклов, в результате разницу в системе указания скорости передвижения составляет только ответный механизм редуктора в самом спидометре.

Схема № 1. Редуктор спидометра (№ 7 - 54600-38A11-000 - Box assy, speedometer gear)
Схема № 1. Редуктор спидометра (№ 7 - 54600-38A11-000 - Box assy, speedometer gear)

Конструкция редуктора спидометра чаще всего включает в себя следующие элементы:

1. Приводная шайба – элемент сопрягающий механизм редуктора со ступицей колеса.
2. Приводная шестерня
3. Червячная шестерня
4. Запирающая «гайка» (втулка)
5. Упорная шайба
6. Стопорное кольцо

Схема № 2. Типовое размещение шестерен редуктора
Схема № 2. Типовое размещение шестерен редуктора
Фото №№ 1-6. Редуктор спидометра Suzuki Intruder VS750 правосторонний, конструкция идентична. Подключение троса спидометра также находится с правой стороны.
Фото №№ 1-6. Редуктор спидометра Suzuki Intruder VS750 правосторонний, конструкция идентична. Подключение троса спидометра также находится с правой стороны.
-4
-5
-6
-7
-8
Фото №№ 7-11. Корпус редуктора спидометра Suzuki Intruder VS1400 GLPS
Фото №№ 7-11. Корпус редуктора спидометра Suzuki Intruder VS1400 GLPS
-10
-11
-12
Фото №№ 12-13. Червячная шестерня
Фото №№ 12-13. Червячная шестерня
-14
Фото №№ 14-15. Упорная втулка
Фото №№ 14-15. Упорная втулка

На фото заметно углубление в упорной втулке, возникшее в результате трения о нее червячной шестерни.

-16
Фото №№ 16-17. Стопорное кольцо и упорная шайба
Фото №№ 16-17. Стопорное кольцо и упорная шайба
-18
Фото №№ 18-19. Центрирующая втулка для концевика тросика спидометра
Фото №№ 18-19. Центрирующая втулка для концевика тросика спидометра
-20

Вся суть поломки довольно проста, хоть и не очевидна.

Вращение колеса через приводную шайбу передается на приводную шестерню. Приводная шестерня выглядит как широкая шайба с четырьмя лепестками, загнутыми под углом 90 градусов. Два лепестка загнуты в сторону ступицы колеса и стыкуются с пазами в ней, а два лепестка загнуты в сторону редуктора спидометра, где стыкуются с пазами в приводной шестерне.

Вращаясь и скользя по изогнутым виткам червячной шестерни, приводная шестерня передает вращение на нее изменяя направление этого вращения на 90 градусов по отношению к вращению колеса. К червячной шестерне сверху присоединяется тросик спидометра, который передает вращение уже на спидометр.

Между приводной и червячной шестернями присутствует постоянное трение, которое при отсутствии смазки и обслуживания сильно возрастает. Большинство владельцев мотоциклов не задумываются о том, что этот узел необходимо периодически обслуживать. Даже инженеры Suzuki в официальном мануале не уделяют этому должного внимания, а весь механизм редуктора спидометра позиционируется как неразборный.

В чем же причина проблемы:

При большом возрасте механизма, а тем более без обслуживания усилившееся трение между приводной и червячной шестернями заставляет первую пытаться вытолкнуть в верхнем направлении вторую, где червячная шестерня заблокирована специальной «гайкой».

Данная «гайка» представляет собой втулку с отверстием и внешней резьбой, она закручивается в колодец червячной шестерни и плотно удерживает ее верхний конец оси. Вероятно, с целью уменьшения трения данная «гайка» была сделана из нейлона (или иного полимерного материала с низкими фрикционными качествами).

Несмотря на отсутствие в этом месте люфтов и подгонку элементов друг другу от возраста или от вышеприведенных условий червячная шестерня протачивает в этой пластиковой втулке выемку смещаясь вверх. При разборке данного механизма, а тем более при отсутствии эталонных деталей для сравнения, очень легко принять проточенное шестерней во втулке углубление как естественный элемент конструкции. При достаточном смещении червячной шестерни зацепление ее зубьев с зубьями приводной шестерни изменяется слишком критично, что приводит к подклиниванию или полному клину механизма редуктора спидометра и разрушению лепестков приводной шайбы. В результате этих подклиниваний и резких остановок вращения трос спидометра испытывает динамические нагрузки, на которые не рассчитан и как результат со временем разрушается. Приводная шайба в результате клина редуктора спидометра в зависимости от конкретной конструкции также приходит в негодность. Думаю, как раз во избежание опасной ситуации в результате клина механизма редуктора шайба и была придумана и сделана такой. В случае прямой передачи вращения от колеса на механизм редуктора, заклинивание этого механизма приводило бы к его полному разрушению и в крайне вероятным клином переднего колеса, что, в свою очередь, очевидно, привело бы к тяжелым последствиям во время движения.

Пазы в ступице выполнены неглубокими и таким образом в случае клина механизма допускается выскакивание из них лепестков приводной шайбы. Лепестки приводной шайбы также выполнены таким образом чтобы под нагрузкой с некоторыми повреждениями они могли выскочить и не привели к блокировке переднего колеса. Однако, после многократного повторения такой ситуации лепестки практически полностью срезает.

Ремонт редуктора спидометра в этой ситуации требует восстановления правильного положения червячной шестерни и лепестков приводной шайбы.

Положение червячной шестерни следует привести в порядок подложив под пластиковую втулку одну или несколько подходящих шайб. Лепестки приводной шайбы восстанавливаются при помощи сварки и напильников (либо точильного круга) или ее заменой.

Весь механизм во время восстановления следует тщательно отмыть и смазать новой консистентной смазкой. Корпус редуктора спидометра выполнен неразборным с установленной в него приводной шестерней и запрессованным сальником-пыльником. Не следует пытаться разобрать эту часть механизма, так как это приведет к ее повреждению.

После сборки восстановление можно считать законченным, подклиниваний больше не будет и как следствие весь механизм будет работать исправно, однако, не следует забывать раз в пару лет обслуживать этот механизм: чистить, смазывать и проверять техническое состояние.

Схема № 3. Спидометр (№ 1), трос спидометра (№ 29) и ответный редуктор (№ 3 - 34131-38A00-000 - Box, meter gear)
Схема № 3. Спидометр (№ 1), трос спидометра (№ 29) и ответный редуктор (№ 3 - 34131-38A00-000 - Box, meter gear)
Фото № 20-21. Спидометр и ответный редуктор
Фото № 20-21. Спидометр и ответный редуктор
-23

Следы на резьбе ответного редуктора свидетельствуют о распространенной проблеме – неправильной попытке накрутить гайку крепления троса спидометра.

Навигатор по статьям канала

Авто
5,66 млн интересуются