Полёт человеческой фантазии не имеет границ. Некоторые изобретатели особенно поражают креативным подходом к созданию своих "механических произведений".
Одним из таких креативных изобретателей был чехословацкий инженер и конструктор автомобилей Юлиус Макерли.
Краткая биография.
Родился Юлиус 8 июня 1909 года в Чешской Республике в семье владельца кирпичного завода. В 1935 году закончил обучение в Техническом университете города Брно. Это самый старейший ВУЗ города и один из лучших в Чехии. Во время учёбы молодой изобретатель сконструировал свой первый автомобиль: он построил спортивную машину с открытым верхом и двигателем JAP 1000 cm³.
Первым местом работы Юлиуса стала руководящая должность в отделе разработки двигателей в холдинге Škoda.
С 1948 года стал сотрудником компании Tatra и разрабатывал двигатели для грузовых автомобилей. В 1949 году возглавляемый им отдел построил двигатели для гоночных машин Tatra 607-2 и Tatra 607 Monopost. В том же году он сконструировал устройство для охлаждения двигателя.
В начале пятидесятых Макерли разработал 8-цилиндровый двигатель для представительского автомобиля Tatra 603. Затем сконструировал 8-цилиндровое дизельное устройство для погрузки, которое применяли на грузовиках.
После успешного сотрудничества с такими крупными компаниями-производителями, как Škoda и Tatra, Макерли занялся проектированием автомобиля с "ходячими колесами", который мог бы легко преодолевать пересеченную местность.
В 1964 году старший инженер Юлиус Макерли в Чехословацком Автомобильном НИИ сначала изготовил полуметровую модель, а потом уже в полном размере уникальную "ходящую" машину Rotoped. Она могла вращаться вокруг собственной оси, ползти боком, делать шаги в стороны и проходить территорию со сложными условиями для движения, включая крутые склоны.
Макерли считал, что чем больше колёс у его творения, тем выше шансы преодолеть особо сложный участок пути. Универсальные шарниры в трансмиссии и множество силовых передач являлись существенными преимуществами Rotoped перед полноприводными собратьями.
Длина автомобиля составляла семь метров, его колёса при движении подчинялись воле гравитации, а не закону трения.
Колёса работали по простой, на первый взгляд, схеме: механизм сам для себя создавал "горку", с которой катился. "Горка" получалась благодаря переменам давления в так называемых "подушках".
Плюсы отсутствия крутящего момента были очевидны: колёса не зарывались в песок и не скользили на льду, а при попадании на кочку просто переставали вращаться, пока опять не коснутся земли. Диаметр каждого колеса - 55 см, высота закреплённых на них "подушек" - 12 см. Колёса могли вращаться на 180 градусов. Максимальная скорость, которую мог набрать Rotoped, составляла 19 км/ч.
Двигатель Trabant, которым были оснащены микроавтобусы Roots, был установлен на Rotoped. У старого дизельного двигателя позаимствовали турбонаддув. Колёсная конструкция была спроектирована таким образом, что не только подавала воздух в "подушки", но и служила для него хранилищем.
Воздух в конструкции шасси циркулировал по замкнутой системе: спущенные "подушки" выпускали сжатый воздух, который через трубки подвесок перетекал обратно к вентилятору и всё начиналось сначала.
Юлиус Макерли мечтал применить своё транспортное средство на Луне. Для "шагающей машины" там бы открылось множество возможностей проявить себя. Но все работы по удивительному проекту вскоре были завершены и экспериментальная модель так и осталась в единственном экземпляре.
----------------------
Весь цикл - Энциклопедия удивительных механизмов - читайте на нашем сайте!
Некоторые свежие статьи
Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 37(что такое часы с турбийоном).
Энциклопедия удивительных механизмов.Выпуск 38 (Штопор Хиггса - самый тяжёлый в мире).
Внимание! Обращение к подписчикам канала. 25.02.2019.
Друзья Журнала и наши постоянные авторы