Большой ошибкой было бы считать, что способности СССР по созданию машин ограничивались угрюмым автомобильным ширпотребом, удовлетворявшим только самым простейшим требованиям по транспортировке людей и грузов. Была у нас и своя школа технического дизайна, и прекрасные инженеры по механике.
Понятные ограничения творчеству конструкторов не всегда мешали им всё же проявить свои способности и построить отдельные модели, явно выпадавшие из общего ряда утилитарности.
Советский премиум.
ЗИЛ-4102 создавался в буквальном смысле с оглядкой не на что-нибудь, а на сам Роллс-Ройс. Была официально закуплена английская классическая модель Silver Spirit и московский автозавод получил команду сделать не хуже. Понятно для кого.
Завод справился с задачей. Производство правительственных машин давно для него не было чем-то новым, имеющийся задел воплотили без особых затруднений. Начинка традиционная, огромный мощный двигатель, дублирование систем, роскошь в салоне и невероятно комфортные подвески. К сожалению, машины столкнулись с чисто эмоциональными амбициями высшего руководства и до серийного производства не были доведены.
Кабрио для беззаботной жизни.
Такая концепция уж точно не соответствовала образу советского человека. Поэтому красивейший «Турист» на базе Москвича-408 был обречён ещё до рождения. И никакие планы по экспорту ему не помогли. Конструкторы успели только продемонстрировать, что они действительно умеют разрабатывать кузова для кабриолетов, применять алюминий для навесных элементов и несколькими дизайнерскими штрихами превращать семейный седан в машину для плейбоя.
Спортивный монстр для автобанов.
Внешность ЗиС-112 удивляет и сейчас. Традиции типично американского дизайна в ней развиты и превзойдены. Циклопический автомобиль в духе авиационного реактивного двигателя на шасси большого купе теоретически был предназначен для гонок. Но уже тогда стало ясно, что гоняться ему негде и не с кем. Так он и остался в памяти, как мощная, скоростная машина, но совершенно не реализовавшая свои способности. Автоспортом тогда занимались одиночные энтузиасты и совсем на других шасси. Попроще и полегче в поворотах.