Впечатление о прочитанном: "Страшная месть" Н.В. Гоголя
Если ребенок хочет прочитать книгу со страшными историями — дайте ему "Вечера на хуторе близ Диканьки", и пусть он выберет историю по душе; одна из них — "Страшная месть".
В "Страшной мести" Николая Васильевича Гоголя читатель оказывается в непривычной для себя обстановке: живописная природа, мазанки, подпоясанные бравые хлопцы, и в каждом их движении чувствуется свобода и широта; в хате хлопочет дивчина, она кротка и боязлива, послушна и хозяйственна, но строптива, и потому тоже способна на необдуманные действия, диапазон ее чувств невозможно охватить взглядом, как сами поля, что раскинуты кругом. Такова жизнь казачества, их душа — необъятное море, бушующее под час тревоги и ярости, и тоскливо-серое, мрачное в минуту горечи. Здесь определенные, устарелые, понятия о чести и доблести, народ здесь темпераментный, мстительный и суеверный, так что неудивительно, почему о водах Днепра и близлежащих окрестностях складывались легенды.
В основе многих мистических сюжетов лежит мысль о деянии или грехе, за совершение которых наступает час расплаты. Из-за тебя погибла девушка? Получай в ночных кошмарах дух Клары Милич, и пусть она заберет тебя к себе на тот свет. Не посчастливилось родиться в роду Петра, сбросившего родного брата в ущелье? Пожалуйста, ты обречен стать худшим злодеем в истории человечества, и в загробной жизни твои кости будут поедать твои же предки. Чем нас завлекают истории подобного рода?
Жанр ужасов имеет ряд особенностей: сюжет должен быть резок, динамичен, концовка обязательно неожиданна, и при этом на протяжении всего рассказа обстановка должна давить на читателя своей напряженностью, загадочностью, мистичностью. Писателю хорроров необходимо играть на внимании и чувствах публики, как на струнах. Любителям пощекотать нервы — добро пожаловать, этот жанр именно для вас. Так как больше всего нас пугает внезапность и неизвестность, на этих приемах и выстроен весь сюжет произведения в жанре "ужасы".
До последней главы мы не совсем понимаем, что происходит и, собственно, для чего. Есть колдун, у него есть дочь, у дочери — муж, пан Данило. Колдун хочет взять свою же дочь в мужья, отобрав ее у Данилы и обесчестив. Есть ли в этом смысл? Колдуна ловят, и просидеть бы ему там сто лет на святой земле, если бы не дочь, все-таки сжалившаяся над отцом, от которого уже успела отказаться. Она выпускает колдуна на свободу, и тот направляется в пещеру к схимнику, чтобы очиститься от грехов. Получив отказ, колдун убивает схимника, и хочет ускакать на коне в Канев, но не может — сколько не скачет, все не в том направлении. Настигает колдуна кара, всадник, ожидавший долгие годы мести, находит его и умерщвляет, и исполняется "страшная месть", подготовленная братом Иваном для рода брата своего, предателя, Петра, некогда сбросившего его в пропасть вместе с сыном-младенцем, не пожалев даже ребенка, продолжившего бы род Ивана,"все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и вонзили в него свои зубы".
Феерично, финал затянувшейся истории подходит к концу. Злодей получил по заслугам, правда восторжествовала. Однако лично у меня остается много вопросов.
Во-первых, откуда в честном, светлом Иване столько жестокости? Не он ли делил все счастье и несчастье с братом на протяжении целой жизни? Во-вторых, справедливо ли наказывать весь род за деяния предка? Вот ведь в чем заключалась месть Петру:
"Сделай же, Боже, так, чтобы все потомство его не имело на земле счастья! чтобы последний в роде был такой злодей, какого еще и не бывало на свете! и от каждого его злодейства чтобы деды и прадеды его не нашли бы покоя в гробах и, терпя муку, неведомую на свете, подымались бы из могил! А Иуда Петро чтобы не в силах был подняться и оттого терпел бы муку еще горшую; и ел бы, как бешеный, землю, и корчился бы под землею!
И когда придет час меры в злодействах тому человеку, подыми меня, Боже, из того провала на коне на самую высокую гору, и пусть придет он ко мне, и брошу я его с той горы в самый глубокий провал, и все мертвецы, его деды и прадеды, где бы ни жили при жизни, чтобы все потянулись от разных сторон земли грызть его за те муки, что он наносил им, и вечно бы его грызли, и повеселился бы я, глядя на его муки! А Иуда Петро чтобы не мог подняться с земли, чтобы рвался грызть и себе, но грыз бы самого себя, а кости его росли бы, чем дальше, больше, чтобы чрез то еще сильнее становилась его боль. Та мука для него будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть отмстить и не мочь отмстить“.
Страшная месть, Гоголь
Разве разумны эти слова о мести? И является ли желание мести природным для Человека? Не должна ли честному человеку, не виноватому ни в чем постыдном, быть противна одна только мысль о мести?
Конечно, с исторической точки зрения произведение прекрасно. Сюжет полностью погружает нас в далекие времена с его духом и бытом. Виноват в жестокости нравов героев не Николай Васильевич, а времена, в которые жили эти люди. И для меня весь ужас произведения заключается не в мистичности описанного, не в мертвецах, восстающих из могил на кладбище, не в колдуне и его способности управлять душами, а во вполне реальной и имеющей место быть бесчеловечности, до сих пор не искоренившейся и в нашем обществе.