Вездеходы на шинах низкого давления - это довольно популярное средство передвижения в условиях нашего сурового бездорожья. Родилась такая идея ещё в советское время. Очень много мастеров-энтузиастов собирали подобные машины для личного пользования. даже проводились выставки подобных транспортных средств. Переделкам подвергались заводские модели мотоциклов, реже автомобилей. Либо вездеход представлял собой синтез мото-автодеталей, а также самодельные конструкции. В конечном счёте выходил уникальный продукт, который открывал неограниченные возможности в проходимости. В конце существования СССР даже был налажен штучный выпуск вездеходов. Вот один из них - это "Нара", плавающий вездеход на шинах низкого давления. Базой для него послужила довольно лёгкая мотоколяска СМЗ С-3Д. Производился вездеход "Нара" на Серпуховском машиностроительном заводе.
Кузов вездехода - это двухдверный седан, коим и была мотоколяска, никаких изменений здесь по существу и не было. Небольшой двухместный салон, сидения расположены близко друг к другу, за ними есть небольшое пространство. Двигатель располагался сзади, он Ижевского производства, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный. Закреплялся он на специальной трубчатой полураме в задней части, в багажнике вездехода. Выдавал мотор всего 14 л.с. Впрочем здесь и динамика не важна, а двигатели в угоду повышения ресурса были значительно дефорсированны. Мотор этот устанавливался на мотоциклы изначально. В конструкцию были внесены небольшие изменения. В частности, добавили электростартер в дополнение к пусковой рукоятке. Коробка передач также мотоциклетного типа, она четырехступенчатая. Главная передача имела реверсивный редуктор (так как в ижевской мотоциклетной кпп задней передачи не было вовсе). Привод был только на задние колёса (даже в варианте вездехода), он осуществлялся от главной передачи через полуоси. Общая масса машины составляла 800 кг.
В передней части вездехода находился небольшой багажник. Но на заводе машины дооснащали дополнительным багажником на крыше, что было горзадо функциональнее и расширяло способности вездехода. Полуоси и рулевые тяги были удлинены для установки колёс увлеченного диаметра. В роли шины выступали камеры от отечественных грузовых автомобилей ( иногда использовались и авиационные). Диск колеса имел облегчённую конструкцию и изготавливался с минимальным применением металла. Для фиксации камеры были применены поперечные удерживающие ремни, на которые при необходимости можно было поставить какой-либо зацеп (допустим стальные уголки). Преимущества подобных баллонов хорошо известны - меньшее давление на грунт (высокая проходимость), способность плавать.
Испытания вездехода показали высокие внедорожные качества. Но вместе с тем находились и проблемы. К примеру полуоси имели увеличенную нагрузку из-за удлинения, поэтому недолгим был их ресурс. Вездеход не скоростная машина, задние полуоси также требовали к себе повышенного внимания, от нагрузок могли порваться. Управляемость также оказалась краеугольным камнем. Радиус разворота был небольшим и существенно ограничивался габаритами машины, так как порой колесо просто упиралось в боковую часть кузова. Сам руль был также небольшой, поэтому было существенное плечо прилагаемой силы. Повернуть колёса перед движением не представлялось возможным.
Высокая проходимость машины была обусловлена компоновкой. Ведь мотор находится сзади и даёт дополнительную нагрузку на ведущую ось. Так что даже отсутствие полного привода не было существенной проблемой для эксплуатации. Применялся также защитный отбойник спереди для езды по лесу - это самое удачное решение, сбережёт кузов и оптику. Электрооборудование позволяло поставить и дополнительные фары. салон вездехода не претерпевал изменений, он небольшой и согреться в нём было конечно проще. Иногда его в условиях зимней эксплуатации теплоизолировали подручными средствами. На приборной панели имелись все необходимые приборы и контрольные лампы (ничем не отличались от мотоколяски СМЗ).
Выпуск вездехода был окончен в 1999 году. Он выпускался практически 9 лет. Конструкция оказалась настолько популярна. Она ремонтопригодна и известна большинству людей, имевших дело с советской авто и мототехникой. Но потом, производство базовых мотоколясок на Серпуховском заводе было свернуто, а вслед за ним и производство "Нары". Сегодня таких машин не осталось, хотя до сих пор их реально отремонтировать и пустить в эксплуатацию.
Интересные статьи:
Вездеход ТРЭКОЛ "Лесник"
ЛуАЗ-967
Автомобиль "Кинешма"
ВАЗ-1111 "Ока"