Найти в Дзене
Автокультура CARAKOOM

Какие мотоциклы использовала отечественная милиция с 30-х годов до наших дней

Если в российской армии мотоциклы служили еще в дореволюционное время (это были американские Harley-Davidson и Indian), то на мирную службу они начали поступать лишь после Великой Отечественной войны.

До Второй Мировой войны в частях НКВД использовали мотоциклы ПМЗ-А-750, наряду с немецкими BMW R11, которые закупались в 1920- и -30-е годы для отделов регулирования уличного движения и милиции.

Это одна из первых фотографий милицейского мотоцикла в нашей стране - BMW R11, 1933 год.
Это одна из первых фотографий милицейского мотоцикла в нашей стране - BMW R11, 1933 год.

Количество автомобилей, а особенно мотоциклов, на наших дорогах после Великой Отечественной войны начало расти. А значит, появилась потребность в их контроле. На службу в то время принималась разная техника, но всё же, основным мотоциклом милиции тех лет стал М-72, хотя и ИЖ-49 было немало.

Мотоцикл ИЖ-49 с табличкой "Патруль ГАИ" на переднем крыле вместо номерного знака.
Мотоцикл ИЖ-49 с табличкой "Патруль ГАИ" на переднем крыле вместо номерного знака.

До 1953 года милицейские мотоциклы могли быть чуть ли не любого цвета — единого стандарта просто не существовало. Порядок навели лишь с приказом МВД, стандартизировавшим окраску милицейских автомобилей и мотоциклов. Тогда милицейские автомобили и мотоциклы стали окрашивать в синий цвет с нанесением полос красного цвета.

Такая окраска милицейских мотоциклов и автомобилей появилась в 1953 году.
Такая окраска милицейских мотоциклов и автомобилей появилась в 1953 году.

Основными "боевыми лошадками" этого времени стали мотоциклы Урал самых разных моделей М-61, М-62, М-63 или Днепр К-750. Они доказали свою надежность, работая десятилетиями.

В то же время, мотоциклы начали оснащать разным специализированным оборудованием, начиная от мигалок и сирен, и заканчивая рациями и радарами контроля скорости. Для этого некоторые "Уралы" получали генераторы повышенной производительности.

«Урал» на службе в Государственной Автоинспекции СССР
«Урал» на службе в Государственной Автоинспекции СССР

В конце 1960-х дорожный поток, особенно в крупных городах, настолько усилился, что сине-красные милицейские автомобили и мотоциклы стали незаметны. Тогда было решено перейти на более яркую цветовую схему с желтым кузовом и синими полосами. Такая спецтехника сейчас горячо любима реставраторами, готовыми превратить в милицейский автомобиль или мотоцикл всё что угодно.

Самая известная схема окраски милицейских мотоциклов Урал.
Самая известная схема окраски милицейских мотоциклов Урал.

Кроме серийных моделей на службу нередко поступали различные прототипы. Одним из них стал "Урал" М-100 1967 года с 1040-кубовым верхнеклапанным двигателем и огромным обтекателем. В серийное производство он, увы, так и не пошел.

Экспериментальный Урал М-100.
Экспериментальный Урал М-100.

В 1970-х годах в столице был создан специальный мотобатальон, призванный бороться с нарушителями на мотоциклах. Впоследствии он стал называться "Мотобат". В середине 70-х сотрудники "мотобата" считались элитой, ведь ездили не на медлительных "Уралах", а на новеньких мотоциклах BMW R90. В регионах была и совсем необычная мототехника, например, мотороллеры "Тула".

Мотороллер "Тула" на службе ГАИ
Мотороллер "Тула" на службе ГАИ

В начале 90-х вся милицейская техника получила распространенную сегодня бело-синюю окраску, а в 1998 году ГАИ переименовали в ГИБДД. Среди спец-мотоциклов стали появляться ИЖ-Юпитер-5 и "Юнкер", хотя сотрудники столичного "Мотобата" по-прежнему были верны немецкой технике, разъезжая в разное время на BMW R1100GS, BMW R1150R, BMW R850R и других.

Один из последних "Уралов" с двигателем жидкостного охлаждения.
Один из последних "Уралов" с двигателем жидкостного охлаждения.

К началу 2000-х мотоциклы отечественного производства полностью ушли со службы, а вместо них стали появляться иномарки BMW G650GS, BMW F650GS, BMW F800ST, Yamaha FZ6S и Cygnus, KTM 1290 Adventure и другие.

-9