Если в российской армии мотоциклы служили еще в дореволюционное время (это были американские Harley-Davidson и Indian), то на мирную службу они начали поступать лишь после Великой Отечественной войны.
До Второй Мировой войны в частях НКВД использовали мотоциклы ПМЗ-А-750, наряду с немецкими BMW R11, которые закупались в 1920- и -30-е годы для отделов регулирования уличного движения и милиции.
Количество автомобилей, а особенно мотоциклов, на наших дорогах после Великой Отечественной войны начало расти. А значит, появилась потребность в их контроле. На службу в то время принималась разная техника, но всё же, основным мотоциклом милиции тех лет стал М-72, хотя и ИЖ-49 было немало.
До 1953 года милицейские мотоциклы могли быть чуть ли не любого цвета — единого стандарта просто не существовало. Порядок навели лишь с приказом МВД, стандартизировавшим окраску милицейских автомобилей и мотоциклов. Тогда милицейские автомобили и мотоциклы стали окрашивать в синий цвет с нанесением полос красного цвета.
Основными "боевыми лошадками" этого времени стали мотоциклы Урал самых разных моделей М-61, М-62, М-63 или Днепр К-750. Они доказали свою надежность, работая десятилетиями.
В то же время, мотоциклы начали оснащать разным специализированным оборудованием, начиная от мигалок и сирен, и заканчивая рациями и радарами контроля скорости. Для этого некоторые "Уралы" получали генераторы повышенной производительности.
В конце 1960-х дорожный поток, особенно в крупных городах, настолько усилился, что сине-красные милицейские автомобили и мотоциклы стали незаметны. Тогда было решено перейти на более яркую цветовую схему с желтым кузовом и синими полосами. Такая спецтехника сейчас горячо любима реставраторами, готовыми превратить в милицейский автомобиль или мотоцикл всё что угодно.
Кроме серийных моделей на службу нередко поступали различные прототипы. Одним из них стал "Урал" М-100 1967 года с 1040-кубовым верхнеклапанным двигателем и огромным обтекателем. В серийное производство он, увы, так и не пошел.
В 1970-х годах в столице был создан специальный мотобатальон, призванный бороться с нарушителями на мотоциклах. Впоследствии он стал называться "Мотобат". В середине 70-х сотрудники "мотобата" считались элитой, ведь ездили не на медлительных "Уралах", а на новеньких мотоциклах BMW R90. В регионах была и совсем необычная мототехника, например, мотороллеры "Тула".
В начале 90-х вся милицейская техника получила распространенную сегодня бело-синюю окраску, а в 1998 году ГАИ переименовали в ГИБДД. Среди спец-мотоциклов стали появляться ИЖ-Юпитер-5 и "Юнкер", хотя сотрудники столичного "Мотобата" по-прежнему были верны немецкой технике, разъезжая в разное время на BMW R1100GS, BMW R1150R, BMW R850R и других.
К началу 2000-х мотоциклы отечественного производства полностью ушли со службы, а вместо них стали появляться иномарки BMW G650GS, BMW F650GS, BMW F800ST, Yamaha FZ6S и Cygnus, KTM 1290 Adventure и другие.