Найти тему
Cars Movement

ГАЗ-66. Гроза русского бездорожья. Давай, "Шишига"...

Каждый новый выпущенный автомобиль Советского автопрома, выходил со своими преимуществами и недостатками, не без этого. Но, чаще всего о многих из них вспоминают с такой тёплой ностальгией, что волей-неволей написать про них тянет. Так вышло и с ГАЗ-66. Горячо любимый автомобиль, уверен, что много комментариев будет под этой статьёй. Неважно, позитивных или негативных, но, сам факт - что вы знакомы с этим автомобилем уже говорит о многом. Рассказывать о нём в удовольствие. Если что, пишите в комментарии, мало-ли будут недочёты какие. Важно совершенствоваться постоянно, в вопросах написания статей.

Газ-66 суждено было стать заменой Газ-62. Первые образцы нового грузовика подготовили в начале 1957 года. Горьковский автомобильный завод старался учесть все современные на тот момент технологические решения, касающиеся требовании к узлам и агрегатам, а также изменил компоновку машины (кабина находилась над двигателем). В производство новый грузовик был запущен лишь в 1964 году. Везение или нет, но работы по проекту Газ-66 за такой перерыв в несколько лет, не свернули. Машина видимо была необходимо, и тут конструкторы не прогадали. Вездеходные качества сослужили грузовику отличную службу. Теперь о технических особенностях конструкции.

Основа машины - это сварная рама. На неё устанавливались все агрегаты, кабина и кузов, а также дополнительное оборудование. Подвески мостов на полуэллиптических рессорах, которые между собой были скреплены резиновыми подушками. Для плавности хода также были установлены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. На автомобиле использовался восьмицилиндровый, карбюраторный двигатель, жидкостного охлаждения. Также оснастили мотор предпусковым подогревателем. Мощность на выходе составляла 120 л.с. Степень сжатия всего 6,7 так что эксплуатировать грузовик можно было на низкооктановом топливе А-76, позднее на АИ-80.

Топливных баков было 2, в каждый можно заправить до 105 литров. Средний расход составлял 25 литров/100 км и мог изменяться в зависимости от типа езды в условиях тяжёлого бездорожья. Коробка передач применялась 4-ступенчатая, синхронизаторы были установлены лишь на 3 и 4 передаче. Сцепление однодисковое. Поскольку Газ-66 полноприводный автомобиль, то в конструкции была двухступенчатая раздаточная коробка (с прямой и понижающей передачей). Дифференциалы мостов самоблокирующиеся. Главная передача мостов гипоидного типа.

-2

Рулевое управление червячного типа с применением гидроусилителя. Это положительным образом сказалось на управляемости, поскольку в основном полноприводный грузовик предназначен для работы в условиях тяжёлого бездорожья и в сельской местности. Тормоза использовались барабанные с внутренними колодками и гидровакуумным усилителем. Как уже ранее говорилось кабина была расположена над двигателем. При этом, такая компоновка решила вопросы расширения грузовой платформы без удлинения общей базы грузовика (общая длина - 5 805 мм). Кабина Газ-66 двухместная, посередине защитный кожух для доступа к двигателю. Хотя вообще удобнее всего было обслуживать его, полностью откинув кабину вперед.

Все органы управления в салоне довольно просты. Приборная панель смещена вправо от водителя. Посередине имеется большое количество вспомогательных инструкций в виде табличек. В них давалась информация о выборе скоростного режима, работы раздаточной коробки, регулировке давления в шинах и прочее. Кстати, манометр находился ближе к пассажирскому месту. Рычаги управления коробкой передач и раздаточной коробкой - это камень преткновения. Для переключения необходима привычка и подвижность за рулём, так как рычаги установлены в задней части кабины по центру. Рулевую колонку можно было отрегулировать, что хоть немного делает езду комфортнее. А так, вообще с грузовиком не было скучно. Даже ноги водителя задействованы максимально, поскольку кроме стандартных педалей, на полу находились и два переключателя. Один для переключения света фар дальний/ближний, второй для включения и отключения насоса омывателя лобового стекла. Стеклоочистители расположены наоборот, крепления их электромотор находились в верхней части (такого современные водители возможно не встречали даже, хотя кто-то и вспомнит УАЗ-469 и вот Газ-66).

-3

Отопитель в салоне также имелся. А вот летом настоящая проблема - большая теплоотдача от двигателя, на котором ты в буквальном смысле слова посажен подогревает в знойный летний день или при сколько высокой плюсовой температуре. Спасали боковые форточки, а также открывающиеся части лобового стекла. Что странно, люк так необходим, но его не предусмотрели. Понятно, почему на армейских вариантах Газ-66 делали тентованный верх. это не только мера для упрощения конструкции, но ещё и обеспечивает максимальное охлаждение летом. Что поделать, в остальных случаях только открытие всех форточек. Обивки никакой предусмотрено не было, хотя всё-таки применялся грузовик и в обыденной жизни. Приходилось довольствоваться крашеным металлом, ну или ещё в ходу была самостоятельная доработка салона подручными средствами, ковёр сзади закрепить, вот тебе и обивка.

Газ-66 оказался настолько надёжным, что популярность не заставила себя долго ждать. Он был удостоен советского знака качества, а также имеет кучу наград в том числе и международных. Сфера применения его выходит за рамки военной, хотя там этот автомобиль служил очень долгое время. Выпускалось множество модификаций. Рассказывать о каждой из них заняло бы ещё кучу времени. Газ-66 производился в классическом грузовом варианте (общая грузоподъёмность составляла 2 000 кг), такой же массой можно было тащить за собой прицеп. Кроме этого были варианты с лебёдкой (для самовытаскивания и подтаскивания грузов) работавшей от вала отбора мощности, системой централизованной подкачки шин. На стандартном шасси грузовика изготавливались передвижные ремонтные мастерские, цельнометаллические фургоны, вахтовые автобусы, малые пожарные комплексы, самосвал ГАЗ-САЗ-3531, даже ставили на шасси систему залпового огня БМ-21В. Разрабатывались также тягач и грузовик с удлинённой базой и колёсной формулой 6х6.

Газ-66 (вахтовый автобус)
Газ-66 (вахтовый автобус)
Газ-66 (тягач) специально для него был разработан одноосный прицеп.
Газ-66 (тягач) специально для него был разработан одноосный прицеп.
Газ-66 (с колёсной формулой 6х6 и удлинённой базой)
Газ-66 (с колёсной формулой 6х6 и удлинённой базой)

Производство Газ-66 просуществовало достаточно долгое время. Летом 1999 года выпустили последний легендарный грузовик. Горьковский автомобильный завод разработал замену "Шишиге" под названием Газ-3308 "Садко" (уже капотной компоновки). О нём в другой статье. Но парадокс, зашкаливающая популярность, до сегодняшнего дня Газ-66. Всего грузовиков было выпущено около 960 000 экземпляров (до миллиона чуток не дотянули) и эти машины любят, они ездят, их восстанавливают и они вновь берутся за свои обязанности. Любители бездорожья ценят грузовик и готовы его дорабатывать, чтобы он не переставал дарить незабываемые ощущения от покорения непроходимых (казалось) мест. На этом пора заканчивать статью. Она затянулась. Возможно, не всю информацию передать удалось (не обманываю, не всё рассказал), это повод для создания нового материала.

-7
Пишите комментарии, ведь наверняка вы имели дело с этим легендарным грузовиком, работали или в данный момент ездите на нём, буду очень рад!

Авто
5,66 млн интересуются