Автомобильный катализатор, иначе называемый каталитический нейтрализатором, является деталью, способной уменьшить процент вредных выхлопов автомобиля. К ним относят NO и NO2, CO, CH. Именно они образуют смог и именно они крайней ядовиты. Эксперты Avto.pro помогут разобраться, как же устроен катализатор и что нужно учитывать при его выборе.
Как выглядит полная система
Цели катализатора предельно ясны – уменьшить процент вредных веществ в выхлопе. Вместе с тем также улучшается и динамика работы двигателя, уменьшается расход за счет более полного сгорания топлива. Правда, достигнуто это не во всех моделях нейтрализаторов. Существует несколько решение, о которых мы и поговорим. Начнем с того, что специалисты делят катализаторы на 3 вида:
- Химические;
- Сотовые металлические и керамические;
- Магнитострикционные.
В тандеме с катализатором работает кислородные датчики. Они контролируют работу устройства в зависимости от выводимых показаний. Один их них ставится сразу за катализатором, а другой перед ним. Самые распространенные керамические катализаторы вмонтированы в трубе между глушителем и мотором. Снизу они в обязательном порядке закрываются специальным экраном. Если его демонтировать, устройство может раскалиться докрасна. Другие виды имеют свои особенности расположение.
Почему катализатор выходит из строя
В большинстве случаев устройство приходит в негодность вместе с каталитическим слоем. При этом говорить о поломке не вполне корректно. Правильнее сказать, что критически малой стала площадь контакта еще активно слоя с выхлопами. Со временем процент вредных газов увеличивается, т.е. об эффективно работающем катализаторе речи уже не идет. Есть определенное пороговое значение, выше которого газы считаются не очищенными. При его достижении на приборной панели сразу загорается «CHECK» с кодом ошибки, которая расшифровывается не иначе как «Неэффективная работа катализатора». За состоянием выхлопной смеси следит лямбда-зонд, который устанавливается сразу за катализатором.
В норме ресурс устройства составляет 100 000 километров. Этот ресурс начинает расходоваться быстрее в случае неисправностей системой зажигания, а также системы, отвечающей за правильное смешивание воздуха с топливом. То есть, и без того грязный выхлоп, который непременно бывает при малых долях воздуха, начинает забивать соты и мешать катализатору нормально работать.
Катализатор остро реагирует также на качество топлива. Если в бензине слишком много тетраэтилсвинца, используемого для повышения октанового числа искусственным путем, то он откладывается тонкой пленкой на каталитическом слое. Достаточно быстро загорится «CHECK» и потребуется проверка.
Рабочие состояние катализатора и связанные с ними неполадки
Автомобильный катализатор имеет только 3 состояния:
- Рабочее;
- Полурабочее;
- Нерабочее.
С каждым из состояний связаны определенные неполадки. Так, например, в рабочем состоянии устройство не вызывает нареканий до тех пор, пока его ресурс попросту не исчерпывается. А вот в полурабочем возможно следующее:
- Двигатель приходится подолгу заводить, «прогоняя» его стартером;
- Иногда пропадает тяга на особенно больших оборотах, причем случается это в совершенно разное время (вчера было хорошо, сегодня плохо);
- Появляется тенденция к «пропаданию» оборотов, о чем можно судить по стрелке тахометра, которая может не подняться выше отметки в 4000;
- Сильно повысился расход бензина.
Проверить катализатор на вариант полурабочего состояние достаточно легко. Заведитесь, вдавите педаль в пол и следите за набором оборотов. Если они набираются медленно и достигают отметки в 2500-3000, выше не поднимаясь, то проблема связана с катализатором.
В случае с нерабочим состоянием все предельно просто. При попытке завестись машина быстро глохнет. Может быть и такое, что она вовсе не заводится. Попросите друга стать сзади и подержать руку на небольшом расстоянии от выхлопной трубы. Оттуда должны идти выхлопные газы. Если автомобиль функционирует аномально (или не функционирует вовсе), нужно проверять катализатор.
Правильная эксплуатация
Одно из главных правил эксплуатации на словах очень просто: заправляйтесь качественным топливом. Наверняка у всех водителей на примете есть АЗС, топливо на которых им кажется самым лучшим. Также подобрать АЗС вам помогут рейтинги и отдельные исследования, результаты которых ежегодно публикуются в сети.
Кроме того, не забывайте о смежных узлах. Малейшее попадание антифриза и масла в катализатор могут спровоцировать поломку. В сильно изношенных двигателях такое происходит нередко. Тщательно нужно следить за состоянием свечей, катушек и высоковольтных проводов.
Подробнее о вариантах замены
Лучше всего будет выбирать катализатор для своего автомобиля руководствуясь VIN-кодом. Устройство входит в заводскую комплектацию многих моделей современного транспорта. Оно будет оптимально работать с конкретным автомобилем, но, к несчастью, будет стоить больших денег.
Выбор аналогов возможен. Обратите внимание на универсальные катализаторы. Они обойдутся дешевле оригинала, однако с высокой вероятностью будут иметь несколько недостатков. Во-первых, их ресурс в редких случаях достигает 100000 километров. Обычно это 60000 – 80000 километров. Иногда они выходят из строя и раньше. Во-вторых, универсальный аналог не всегда гарантирует высокое качество очистки выхлопа. Хорошие универсальные катализаторы предлагают Ferroz (Польша), MG-Race (Россия), Fox, Eberspacher (Германия).
Прослужат чуть меньше катализаторы следующих фирм: Basf (Германия), Johnson Mattey (Великобритания), Bosal (Бельгия).
Дешевые аналоги встречаются, но их брать не рекомендуем. Они слишком быстро выходят из строя, не всегда имеют оптимальную внутреннюю геометрию (сказывается на звуке).
Как поступают иначе
Мы не рекомендуем так делать, но и запретить не в силах. Катализатор можно удалить. Опять же: если со старым появились проблемы, лучше просто купите и установите новый. Так вы лишний раз позаботитесь об экологии.
Удаление катализатора должно происходить полностью. Никаких дополнительных отверстий – они могут попросту забиться. При удалении также исследуют внутреннюю поверхность емкости, в которой находился катализатор. Часто к ее поверхности «прикипает» одна или несколько металлических сеток. Их удаляют также. На место катализатора вваривают гофровую трубу. Так соединение системы выхлопа с двигателем не получается жестким и обеспечивается лучшее охлаждение газов. Часто вместо трубы ставят пламегаситель:
Так уж вышло, что в странах бывшего Советского Союза ставить новый катализатор не принято. И дело не только в цене. Вследствие низкокачественного бензина даже самый дорогой катализатор быстро выходит из строя. Известно немало случаев, когда он служил меньше месяца. В идеале же служит он достаточно долго, на динамике автомобиля ощутимо не сказывается и плохо на расход не влияет. Отсюда вывод: если вы убедились в высоком качестве топлива на АЗС, то вам лучше купить новый катализатор, чем демонтировать старый и ставить вместо него трубу или пламегаситель.
Вывод
Автомобильный каталитический преобразователь – изобретение очень «европейское». С ним транспорт не наносит столь колоссальный ущерб экологии. Катализаторами оснащаются практически все автомобили, и ничего удивительного в этом нет, ведь экологические нормы становятся все более жесткими. Конечно, многие водители, узнав о цене нового устройства, решают проблему очень просто – избавляются от катализатора. От себя отметим, что покупая качественную новую деталь на замену старой, вы делаете свой вклад в чистоту окружающей среды. Его слишком сложно перевести в денежный эквивалент. Смог, кислотные дожди и многие другие вещи, сопутствующие жизни в крупном городе, провоцируют не только заводы. И пока не изобретены более эффективные способы сделать выхлоп более чистым и щадящим по отношению к природе с перечисленными проблемами придется бороться самим. Один из простейших способов: установить хороший каталитический преобразователь и следить за исправностью его работы.
С полной версией статьи можете ознакомиться здесь.