Найти в Дзене
самолеты и не только

Як-42. Несколько рекордов и печальная судьба!

Оглавление

В 1972 году в связи с увеличением пассажиропотока на линиях Советского "Аэрофлота", а так же для замены морально устаревшего Ил-18, Правительство СССР совместно с Министерством ГА, выпустило постановление о проектирование нового пассажирского среднемагистрального самолёта, с вместимостью 100-120 пассажиров, и улучшенными экономическими показателями. Работы над этим проектом были поручены ОКБ Яковлева, которое несколькими годами ранее выпустил один из самых удачных Советских самолётов Як-40, ставший первым лайнером импортированным СССР в капиталистические страны.

Уже спустя пять лет в 1977 году Як-42 был представлен на Международном авиасалоне Ля-Бурже. Советское правительство надеялось получить такой же колоссальный успех как и с Як-40, и в перспективе так же планировало наладить экспорт этих машин.

Изначально Як-42 приглянулся многим авиакомпаниям в Западной Европе, ведь при своей вместимости 120 пассажиров в одно классовой компоновке, он развивал максимальную скорость в 810 км/ч, и мог эксплуатироваться на слабо оборудованных аэродромах, так как в хвостовом оперении был встроен автоматический трап, как и у Як-40. Ко всем этим преимуществам добавлялась высокая экономичность авиационного топлива за счёт облегчения конструкции лайнера.

Ещё одной отличительной особенностью Як-42, являлось отсутствие реверсивной тяги на двигателях Д-36. Учитывая небольшую посадочную скорость 205 км/ч, самолёт осуществлял торможение только спойлерами и шасси.

Самолёт Як-42 в аэропорту Домодедово, 2007 год
Самолёт Як-42 в аэропорту Домодедово, 2007 год

К сожалению триумф этой машины продолжался не долго. После двух летней эксплуатации Советским "Аэрофлотом", в 1982 году произошла страшная катастрофа с самолётом Як-42. Рейс Ленинград - Киев со 124 пассажирами и 8 членами экипажа на борту потерпел катастрофу близ Белорусского города Мозырь, все люди находящиеся на борту погибли. Причиной катастрофы послужила самопроизвольная перестановка стабилизатора в посадочный режим на эшелоне, что привело к пикированию самолёта.

В результате расследования было установлено, что при проектировании самолёта были допущены ошибки, в результате которых произошла катастрофа. Всё полёты Як-42 были прекращены до особого распоряжения. Около двух лет понадобилось ОКБ Яковлева, на то, что бы внести изменения в конструкцию самолета. За это время лайнер уже успели позабыть, Ту-134 часть которых так же предполагалось заменить на Як-42, продолжали выпускаться уже в новых модификациях.

Самолёт Як-42 а/к "Саратовские авиалинии" (первая ливрея компании)
Самолёт Як-42 а/к "Саратовские авиалинии" (первая ливрея компании)

Полёты Як-42 возобновили только 1984 году, одновременно увеличив ежегодное серийное производство лайнера. В 1988 году была выпущена версия Як-42 Д, с увеличенной дальностью полёта. После развала Советского Союза, Саратовский авиационный завод выпускал один - два самолёта в год, всего было произведено 183 летных экземпляра 172 в Саратове и 11 на Смоленском авиапредприятии.

В настоящее время несколько самолётов Як-42 находятся в лётном состоянии и эксплуатируются для пассажирских перевозок, но время их уже практически исчерпано, и не за горами тот день когда один из самых удачных и перспективных самолётов СССР уйдёт в историю!

Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.

Другие публикации по теме:

Ил-114 и его будущие перспективы.

Ан-124 "Руслан". будет ли продолжено производство?

Ил - 62. Первый во всём!

Ту-334. Шансы на производство ещё есть

Ил-96 остался "под забором"!