Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

«Абсолютная проходимость»: уникальный вездеход ЗИЛ с цепным приводом

Оглавление

СКБ ЗИЛ под руководством гениального конструктора В.А.Грачева, в середине 60-х создал множество удивительных прототипов, которые поражали своими вездеходными качествами, одним из таких является ПКЦ-1, вездеход с ультимативной проходимостью.

История и конструкция

ПКЦ-1
ПКЦ-1

ПКЦ-1 ("Пневмокатковая цепь") представлял собой вездеход, в качестве движителя которого использовались упругие пневмокатки. Они закреплялись между собой цепью, которая приводилось в движение ведущей звездочкой в передней части машины. Между верхним и нижнем рядом, с каждой стороны находилась направляющая, в корпусе которой размещались баллоны пневмосистемы и топливный бак на 150 л.

Корпус ПКЦ-1 был герметичен, что обеспечивало плавучесть. Кабина использовалась серийная от ЗИЛ-164. На первоначальных образцах устанавливался двигатель ЗИЛ-123Ф мощностью 97 л.с. С ним агрегатирвалась 5-ступенчатая механическая коробка передач.

1- МКПП, 2 - корпус, 3 - цепь, 4 - ГП с дифференциалом, 5 - бортовая передача, 6 - рама, 7 - движитель, 8 - ДВС
1- МКПП, 2 - корпус, 3 - цепь, 4 - ГП с дифференциалом, 5 - бортовая передача, 6 - рама, 7 - движитель, 8 - ДВС

Опытный экземпляр был построен в январе 1965 года. Первые испытания показали, крайне высокую проходимость на слобонесущих грунтах. Но маломощный двигатель ограничивал подвижность, а трансмиссия не выдерживала нагрузок и выходила из строя.

Ведущая звездочка и элементы ходовой
Ведущая звездочка и элементы ходовой

В том же году в ходе модернизации на ПКЦ-1 был установлен более мощный 180-сильный мотор ЗИЛ-375 и 3-ступенчатя АКПП. Масса возросла с 7200 кг до 7800 кг. Несмотря на это, вездеход имел лучшую подвижность, по сравнению с вариантом до модернизации.

Испытания

ПКЦ-1 взбирается на 30° подъем
ПКЦ-1 взбирается на 30° подъем

Испытания были разделены на два этапа: зимний и летний. Первый этап прошел в феврале 1966 года. На нем ПКЦ-1 показал феноменальную проходимость по снегу глубиной до 0,6 м. В отличие от колесной и гусеничной техники он не проваливался в снег и уверенно развивал скорость в 18 км/ч. Вездеход свободно преодолевал заснеженные подъемы крутизной до 20°.

Из недостатков зимней эксплуатации испытатели отметили, запредельных расход бензина, достигавший 370 литров на 100 км.

На бетонке и на болоте
На бетонке и на болоте

В ходе летней программы испытаний ПКЦ-1 был опробован на болоте, воде, песке и суглинке. На всех типах покрытия ПКЦ двигался свободно и был способен преодолевать подъемы крутизной до 30°. На воде вездеход развивал скорость 6 км/ч и самостоятельно выбирался на берег там, где пасовал гусеничный вездеход ГАЗ-47.

Кроме повышенного расхода топлива, недостатком ПКЦ-1 являлось неустойчивое движение по твердой поверхности - вездеход уходил с курса. Хотя в целом машина положительно себя зарекомендовала, работы по ней были свернуты, ведь в СКБ ЗИЛ, готовился еще более исключительный по проходимости шнекороторный болотоход. Но о нем как-нибудь в другой раз.

Очередная уникальная разработка СКБ ЗИЛ. Сколько там был создано прекрасных машин и не счесть. Если Вам понравился материал и Вы хотите больше узнать о вездеходах выпущенных в этом КБ, то ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на канал.

Читайте также: Нетрадиционное использование гусеничных тракторов в СССР