Наша авиация к середине тридцатых количественно приближалась к самым "авиационным" странам. Решили сделать упор и на качестве. Помимо собственных разработок, предприняли попытку развернуть лицензионное производство перспективного (так тогда казалось) штурмовика-бомбардировщика фирмы "Валти" V-11...
Самолет относился к распространенному тогда типу одномоторного бомбардировщика-штурмовика-разведчика и т.д. Модели этого направления разных стран и фирм удивительно похожи внешне - наши "СУ-2", "Р-10", польский "Карась", вот и "Валти".
Прикупили почти за 100 тысяч долларов лицензию, документацию и отдельные детали самолета; а также пару машин.. (еще 100 тысяч :-)...
Многочисленные испытания выявили слабые и сильные стороны машины. Выводы НИИ ВВС были двоякими (цитата):
Самолет при существующем бомбовом вооружении и оборудовании может выполнять задачи штурмовика и бомбардировщика, но по своим летным данным (недостаточная скорость полета и большое время виража) и плохой обороноспособности, он, как боевой самолет, к настоящему времени устарел.
В советском варианте самолет назывался БШ-1 (бомбардировщик-штурмовик). Установили советские пулеметы ШКАС в крылья (четыре), пятый пулемет прикрывал заднюю полусферу. Приспособили и отечественные бомбодержатели и бомбосбрасыватели электрического и механического типов.
Начался 37-й год, в руководстве ВВС начались (как и везде) массовые посадки, видимо и в связи с этим, а также с реальным положением дел, самолет очень вяло и не торопясь начали собирать. Вместо 350 машин выпустили около 40... С вооружения сняли, так как уже планировался СУ-2 и Р-10 (КБ Немана) строился.
Большинство машин передали в Гражданский флот, где они под именем ПС-43 весьма понравились летчикам (как почтово-пассажирская машина). Работали на линиях Москва-Киев, москва -Ташкент, Киев-Одесса...
Началась война, самолеты мобилизовали обратно в ВВС. Они провоевали почти всю войну, были и разведчиками в 41-м под Москвой, и "снабженцами" в блокадный Ленинград, и связными и почтовыми все военные годы...
В других странах V-11 также засветился - известно применение в ВВС Бразилии и Китая... всего построили около 220 машин (по данным англоязычной Википедии).
Спутниковая связь - смотрите здесь.
Всем удачи и мирного неба над головой!