Найти в Дзене
Satdata

БШ-1 (1937): он же V-11 (американец), он же ПС-43 (СССР)

Vultee V-11 (США); бомбардировщик-моноплан; все фото в статье взяты из открытых источников
Vultee V-11 (США); бомбардировщик-моноплан; все фото в статье взяты из открытых источников

Наша авиация к середине тридцатых количественно приближалась к самым "авиационным" странам. Решили сделать упор и на качестве. Помимо собственных разработок, предприняли попытку развернуть лицензионное производство перспективного (так тогда казалось) штурмовика-бомбардировщика фирмы "Валти" V-11...

Самолет относился к распространенному тогда типу одномоторного бомбардировщика-штурмовика-разведчика и т.д. Модели этого направления разных стран и фирм удивительно похожи внешне - наши "СУ-2", "Р-10", польский "Карась", вот и "Валти".

-2

Прикупили почти за 100 тысяч долларов лицензию, документацию и отдельные детали самолета; а также пару машин.. (еще 100 тысяч :-)...

-3

Многочисленные испытания выявили слабые и сильные стороны машины. Выводы НИИ ВВС были двоякими (цитата):

Самолет при существующем бомбовом вооружении и оборудовании может выполнять задачи штурмовика и бомбардировщика, но по своим летным данным (недостаточная скорость полета и большое время виража) и плохой обороноспособности, он, как боевой самолет, к настоящему времени устарел.

В советском варианте самолет назывался БШ-1 (бомбардировщик-штурмовик). Установили советские пулеметы ШКАС в крылья (четыре), пятый пулемет прикрывал заднюю полусферу. Приспособили и отечественные бомбодержатели и бомбосбрасыватели электрического и механического типов.

-4

Начался 37-й год, в руководстве ВВС начались (как и везде) массовые посадки, видимо и в связи с этим, а также с реальным положением дел, самолет очень вяло и не торопясь начали собирать. Вместо 350 машин выпустили около 40... С вооружения сняли, так как уже планировался СУ-2 и Р-10 (КБ Немана) строился.

Большинство машин передали в Гражданский флот, где они под именем ПС-43 весьма понравились летчикам (как почтово-пассажирская машина). Работали на линиях Москва-Киев, москва -Ташкент, Киев-Одесса...

ПС-43
ПС-43

Началась война, самолеты мобилизовали обратно в ВВС. Они провоевали почти всю войну, были и разведчиками в 41-м под Москвой, и "снабженцами" в блокадный Ленинград, и связными и почтовыми все военные годы...

В других странах V-11 также засветился - известно применение в ВВС Бразилии и Китая... всего построили около 220 машин (по данным англоязычной Википедии).

Спутниковая связь - смотрите здесь.

Всем удачи и мирного неба над головой!