Найти в Дзене
Машина времени

Как один человек автомир изменил

У американца Ральфа Надера (Ralph Nader) удивительная судьба: совершенно «неавтомобильный» человек стал одной из самых заметных фигур в автомире второй половины ХХ века и кардинально повлиял на его развитие.

Ральф Надер и автомобиль-убийца Chevrolet Corvair
Ральф Надер и автомобиль-убийца Chevrolet Corvair

Чем было вызвано решение Надера начать борьбу с General Motors - самой крупной автомобильной империей мира? В 1957 году 23-летний студент юридического факультета Гарвардского университета стал свидетелем ужасной аварии, в которой крышкой перчаточного ящичка была обезглавлена девочка.

Именно тогда он задал себе вопрос: почему вина за аварию всегда возлагается на водителя, а не на конструктора автомобиля?

В 1965 году вышла его книга “Небезопасен на любой скорости” (Unsafe at any Speed). Она произвела эффект разорвавшейся бомбы и сразу же стала бестселлером.

В качестве автомобиля-убийцы Надером был выбран Chevrolet Corvair, запущенное в производство в 1959 году заднемоторное детище General Motors, которое на виражах переставало слушаться руля и срывалось в занос.

Заднемоторный  Chevrolet Corvair
Заднемоторный Chevrolet Corvair

Самая большая автокорпорация мира вместо того чтобы признать и устранить конструктивные недостатки машины, начала беспрецедентную кампанию травли Надера и поиск на него компромата.

Прослушка телефона и тайные обыски ничего не дали, как и обвинения в непрофессионализме в автоделе. Это был редчайший случай, когда такого качества от оппонента и не требовалось. Юристу достаточно было ознакомиться с ужасной статистикой аварий с участием этого автомобиля.

Все попытки скомпрометировать автора нашумевшей книги провалились. В 1966 году General Motors принесла Ральфу Надеру официальные извинения и после судебного разбирательства выплатила ему в качестве моральной компенсации более 400 тысяч долларов.

Руководство гигантской компании знало о недостатках машины - Chevrolet Corvair прошелся смертельным снарядом по семьям ее высокопоставленных администраторов, но не хотело повышать издержки производства и менять конструкцию задней независимой подвески.

В книге Надера было 26 конкретных предложений по повышению уровня безопасности и экологии автомобилей.

Среди них — обязательное наличие в автомобиле легко деформируемых при аварии зон, лобовых стекол из триплекса, подушек безопасности, безопасных телескопических рулевых колонок, надежных креплений замков ремней безопасности, указателей движения задним ходом, подголовников, дуг безопасности у кабриолетов.

Он предлагал также ввести нормируемую высоту бамперов и ужесточение норм токсичности отработавших газов.

Ральф Надер со своей книгой  “Небезопасен на любой скорости” (Unsafe at any Speed)
Ральф Надер со своей книгой “Небезопасен на любой скорости” (Unsafe at any Speed)

Книга Надера сделала свое дело: в 1966 году в США был принят закон “О дорожном движении и транспортных средствах”, который предписывал автопроизводителям соблюдать установленные требования по активной и пассивной безопасности автомобилей.

Как представитель экологов Надер трижды участвовал в президентской гонке. Около трех (по другим сведениям — пяти) миллионов американских избирателей отдали ему свои голоса в ходе президентской кампании 2000 года! Интересно, какими бы стали американские автомобили, если бы Надер стал президентом?

Фото www.npr.org www.wallpaperup.com www.money.com

Друзья! Поддержите канал лайками и подписками!

Возможно, вам будут интересны и другие статьи "Машины времени":

Все статьи канала
Chevrolet Monte Carlo (1973–1977)
Chevrolet Bel Air Nomad (1955-1957): Американский «Бродяга»
Chevrolet Standard (США, 1935)
Mercury Montego MX (1972-1976)
Авто
5,66 млн интересуются