У американца Ральфа Надера (Ralph Nader) удивительная судьба: совершенно «неавтомобильный» человек стал одной из самых заметных фигур в автомире второй половины ХХ века и кардинально повлиял на его развитие.
Чем было вызвано решение Надера начать борьбу с General Motors - самой крупной автомобильной империей мира? В 1957 году 23-летний студент юридического факультета Гарвардского университета стал свидетелем ужасной аварии, в которой крышкой перчаточного ящичка была обезглавлена девочка.
Именно тогда он задал себе вопрос: почему вина за аварию всегда возлагается на водителя, а не на конструктора автомобиля?
В 1965 году вышла его книга “Небезопасен на любой скорости” (Unsafe at any Speed). Она произвела эффект разорвавшейся бомбы и сразу же стала бестселлером.
В качестве автомобиля-убийцы Надером был выбран Chevrolet Corvair, запущенное в производство в 1959 году заднемоторное детище General Motors, которое на виражах переставало слушаться руля и срывалось в занос.
Самая большая автокорпорация мира вместо того чтобы признать и устранить конструктивные недостатки машины, начала беспрецедентную кампанию травли Надера и поиск на него компромата.
Прослушка телефона и тайные обыски ничего не дали, как и обвинения в непрофессионализме в автоделе. Это был редчайший случай, когда такого качества от оппонента и не требовалось. Юристу достаточно было ознакомиться с ужасной статистикой аварий с участием этого автомобиля.
Все попытки скомпрометировать автора нашумевшей книги провалились. В 1966 году General Motors принесла Ральфу Надеру официальные извинения и после судебного разбирательства выплатила ему в качестве моральной компенсации более 400 тысяч долларов.
Руководство гигантской компании знало о недостатках машины - Chevrolet Corvair прошелся смертельным снарядом по семьям ее высокопоставленных администраторов, но не хотело повышать издержки производства и менять конструкцию задней независимой подвески.
В книге Надера было 26 конкретных предложений по повышению уровня безопасности и экологии автомобилей.
Среди них — обязательное наличие в автомобиле легко деформируемых при аварии зон, лобовых стекол из триплекса, подушек безопасности, безопасных телескопических рулевых колонок, надежных креплений замков ремней безопасности, указателей движения задним ходом, подголовников, дуг безопасности у кабриолетов.
Он предлагал также ввести нормируемую высоту бамперов и ужесточение норм токсичности отработавших газов.
Книга Надера сделала свое дело: в 1966 году в США был принят закон “О дорожном движении и транспортных средствах”, который предписывал автопроизводителям соблюдать установленные требования по активной и пассивной безопасности автомобилей.
Как представитель экологов Надер трижды участвовал в президентской гонке. Около трех (по другим сведениям — пяти) миллионов американских избирателей отдали ему свои голоса в ходе президентской кампании 2000 года! Интересно, какими бы стали американские автомобили, если бы Надер стал президентом?
Фото www.npr.org www.wallpaperup.com www.money.com
Друзья! Поддержите канал лайками и подписками!
Возможно, вам будут интересны и другие статьи "Машины времени":
Все статьи канала
Chevrolet Monte Carlo (1973–1977)
Chevrolet Bel Air Nomad (1955-1957): Американский «Бродяга»
Chevrolet Standard (США, 1935)
Mercury Montego MX (1972-1976)