Автомобили, автомобили дворы, дороги заполонили. Сегодня трудно представить мир без автомобилей. Их столько, что для хранения нужно построить второй город. Стоят и ездят они везде и всюду. В больших городах движение машин зашкаливает: дороги и улицы уподоблены бурным рекам. Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа на этих континентах нет ни одного населённого пункта, где отказались от автомобилей. Даже в далёкой Антарктиде можно встретить автомобили на полярных станциях разных стран.
А кто же изобрёл первый в мире автомобиль, когда и где он был сделан?
Обратимся к истории. Она всё знает.
История говорит, что начало было положено ещё в 1672 году в Китае Фердинандом Вербистом. Это был первый прообраз автомобиля, построенный, как игрушка для китайского императора. Перевозить человека он не мог.
В России прообраз первого автомобиля создал крепостной крестьянин Вятской губернии Яранского уезда Леонтий Шамшуренков. Своё изобретение (четырёхколёсная самостоятельная коляска с педальным приводом, развивающая скорость до 15 км/ч) он представил в Санкт-Петербурге 1 ноября 1752 года Михаилу Ломоносову. В 1780-х годах Иван Кулибин начал работу над каретой с педалями. В 1791 году он создал трёхколёсный самоходный экипаж, развивающий скорость до 16,2 км/ч. Его трёхколёсный механизм содержал почти все основные узлы будущего автомобиля: коробка передач, маховое колесо, подшипники качения.
Француз Николя-Жозеф Кюньо в 1768 году сделал паровую тележку, способную перевозить человека. Вот она.
В 1770 и 1771 году Конью демонстрировал свой экспериментальный тягач артиллерийских орудий с паровым приводом (паровая телега). Конструкция Кюньо оказалась непрактичной и не развивалась в его родной Франции, центр инноваций переходит в Великобританию. Здесь были построены работающие модели паровой кареты (1784 г. Уильям Мэрдок) и полномасштабная машина Ричарда Тревитика (1801г.). История говорит, что такие машины в то время были в моде и совершенствовались: были разработаны ручной тормоз, много ступенчатая трансмиссия, улучшено ручное управление. Самоходные машины были быстрыми и использовались в обеспечении общественного транспорта.
Интересный момент. Под напором общественного мнения против быстрых самоходных машин в 1865 году был принят закон, требующий, чтобы на общественных дорогах Великобритании перед самоходными машинами шёл человек, размахивающий красным флагом и дующий в сигнальную дудку. Закон не отменялся вплоть до 1896 года, хотя необходимость в красном флаге была устранена уже в 1878 году.
В 1882 году итальянский учёный профессор университета в Падуе Энрико Бернарди получил патент на бензиновый двигатель. Двумя годами позже этот мотор был установлен на трехколесный велосипед. В 1889 году Бернарди создал четырехтактный двигатель. Этот мотор был установлен на конструкцию, представляющую собой гибрид тележки и двухколесного велосипеда, по сути – это прообраз мотоцикла. Изобретение Бернарди было революционным для своего времени, поскольку при его создании использовались инновационные конструктивные решения.
ПЕРВЫЙ реально использующийся автомобиль с бензиновым двигателем был сконструирован одновременно несколькими независимыми немецкими изобретателями.
Карл Бенц построил свой первый автомобиль (Benz Pftent Motorwagen) в 1885 в Мангейме. Бенц получил патент на свой автомобиль 29 января 1886 и ПЕРВЫЙ начал выпуск автомобилей в 1888 году после того, как его жена Берта Бенц, показала с помощью первой междугородней поездки от Мангейма до Пфорсгейма и обратно в августе 1888 года, что безлошадные экипажи вполне подходят для повседневного использования.
В 1889 г. в Штургарте Готтлиб Даймлер и Вильгейм Майбах сконструировали совершенно новое средство передвижения (Daimler Stahlradwagen), которое задумывалось как автомобиль, а не конная повозка, оснащённая двигателем. Им же обычно приписывают изобретение в 1886 г. первого мотоцикла (Daimler Reitwagen).
Один из первых четырёхколёсных автомобилей в Британии, работающих на бензине был построен в Бирмингеме в 1895 г. Фредериком Вильямом Ланчестером, им же был запатентован дисковый тормоз, и установлен первый электрический стартер.
К 1900 г. массовое производство автомобилей началось во Франции и США.
Первой компанией, созданной исключительно для производства автомобилей, стала в 1889 году французская «Панар и Левассо», которая также первой применила четырехцилиндровый двигатель. В 1901 г. была создана автомобильная компания «Пежо». К началу ХХ в. в западной Европе начался подъём автомобильной промышленности, особенно во Франции, где в 1903 г. было собрано 30 204 автомобилей, что составило 48,8 % всего объёма производства автомобилей в мире.
В 1893 году в Соединённых штатах братья Чарльз и Фрэнк Дюреа основали компанию Duryea Motor Wagon Company, ставшей первой американской компанией-производителем автомобилей.
Крупномасштабная сборочная линия автомобилей была запущена компанией Olds Motor Vehicle Company (позже известная как Oldsmobile) в 1902 году. В этом же году компании Кадиллак, Винтон и Форд выпускают автомобили тысячами.
В течение нескольких лет сотни производителей по всему западному миру стали выпускать автомобили различных технологий. Паровые, электрические и бензиновые автомобили конкурировали десятилетиями. В 1910 годах доминирующими стали бензиновые двигатели внутреннего сгорания.
На этом история совершенствования автомобилей не закончилась, она продолжается на наших глазах.
Подписывайтесь на группу Механик ВКонтакте