31 год назад – 5 апреля 1988 года – ливанскими террористами был захвачен пассажирский Boeing-747 авиакомпании Kuwait Airways. Последующие события вошли в историю как один из самых долгих захватов авиапассажиров в мире: в заложниках они провели 16 дней.
Помимо пассажиров не менее интересна и судьба лайнера. Спустя несколько лет этот самолет «снимется» в голливудском боевике «Приказано уничтожить» с Куртом Расселом, Стивеном Сигалом и Холли Берри, в котором его также захватят террористы.
Но сначала немного реальной истории:
Boeing-747 авиакомпании Kuwait Airways был захвачен 5 апреля 1988 года во время рейса из Бангкока в Кувейт. На борту было 112 пассажиров, включая трех членов королевской семьи Кувейта.
Террористы – ливанские боевики, которые потребовали освободить нескольких своих товарищей из кувейтских тюрем.
После захвата над Аравийским морем самолет совершил посадку в Иране – в Мешхеде, где его заправили. Там самолет простоял три дня - в результате переговоров террористы отпустили 25 заложников.
8 апреля лайнер покинул Иран и, после отказа правительств Ливана и Сирии принять его, самолет сел в Ларнаке. На Кипре террористы, требуя больше топлива, убили двоих заложников и бросили их тела на асфальт.
Спустя четыре дня Boeing-747 отправился в Алжир, где и простоял в аэропорту столицы неделю - до 20 апреля. В этот день террористы, так и не добившись освобождения своих товарищей, отпустили оставшихся 32-х заложников, а сами сдались алжирским властям. После этого судьба их неизвестна.
Кстати, один из захватчиков – ливанец Хасан Изз-аль-Дин – тремя годами ранее уже участвовал в захвате лайнера: в 1985 году он вместе с товарищами захватил самолет американской авиакомпании Trans World Airlines, летевший из Каира в Сан-Диего. Тот захват длился около двух недель и закончился выполнением требованием террористов. До сих пор Хасан Изз-аль-Дин находится в списке самых разыскиваемых США террористов. В 2001 году за его поимку назначена награда в $5 млн.
Что же касается кувейтского самолета и пассажиров, то после освобождения их доставили в Кувейт.
Кинокарьера
В ливрее Kuwait Airways этот лайнер летал до 1995 года, пока не был продан американской авиакомпании American Int Airways.
В том же году его перекрасили в цвета вымышленной авиакомпании Oceanic, и он участвовал в съемках фильма «Приказано уничтожить».
В картине лайнер был захвачен террористами, которые потребовали освободить своего лидера из тюрьмы, но на самом деле намеревались подлететь к Вашингтону и распылить над городом смертоносный газ.
Главные роли в фильме сыграли Курт Рассел (аналитик ЦРУ) и Холли Берри (стюардесса), а также нынешний россиянин Стивен Сигал (командир группы спецназа). Впрочем, это не самая выдающаяся его роль: уже на 20-й минуте фильма Сигал улетел куда-то в Атлантический океан и больше его никто не видел. Но даже за такую недлинную роль он получил «Золотую малину» как худший актер второго плана
Сам фильм я оценивать не буду – вы и сами все знаете.
Кстати, такого перевозчика как Oceanic в реальности никогда не существовало, но это одна из самых известных авиакомпаний в мире.
Ее специально выдумали в Голливуде, чтобы использовать в подобных кинокартинах. Например, именно рейс 815 авиакомпании Oceanic Сидней – Лос-Анджелес разбивается на необитаемом острове в сериале Lost.
Упоминание Oceanic можно увидеть в двух десятках различных фильмах и сериалах о катастрофах и террористах.
А вот еще кадр из фильма. Обратите внимание, на истребителе череп с костями. Это реальное звено F-14 из эскадрильи VF-84 под названием Jolly Roger. Сразу после выхода фильма на экраны в 1996 году, звено было расформировано. Фактически, это их последняя «операция».
Что же касается пассажирского самолета, то по сюжету фильма лайнер немного пострадал при посадке (потерял двигатель и получил пробоину), но в реальности с ним все было хорошо.
После съемок он еще летал в американских авиакомпаниях Kitty Hawk и Kalitta Air, а затем его переделали в грузовик и использовали на рейсах Airfreight Express.
В 2004 году (о судьба!) этот Boeing-747 попал в парк авиакомпании Ocean Airlines (не путайте с Oceanic). Это итальянский грузовой перевозчик из Брешии.
Но ливрею Ocean на самолет наносить не стали – его передали в аренду авиакомпании Air Bangladesh. Вот он с регистрацией S2-ADT в аэропорту Амстердама в 2005 году.
Собственно в Air Bangladesh он и закончил свою судьбу: лайнер был утилизирован в 2008 году спустя 30 лет после первого полета.
Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips