Найти в Дзене

Двигатели V12 на кастом-сцене: экзотика из США

Оглавление

Несмотря на то, что сейчас Европа от Британии до Баварии однозначно лидирует по проценту использования 12-цилиндровых двигателей, в своё время в США было создано немало V-"двенашек". Не считая упомянутых моторов Lincoln-Zephyr и GMC, все они сейчас являются чуть ли не музейными экспонатами, но в своё время их вполне можно было встретить в хот-родах. Например Дик Саундерс при жизни прославился тем, что занимался именно экзотическими американскими двигателями: Auburn, Stutz и 16-цилиндровые Marmon были для него обычным делом. Знакомые с его работой люди всегда отмечали необычную креативность Саундерса при работе с непопулярными моторами. А для себя Дик построил поистине поразительную машину: Auburn Speedster 29-ого года с двигателем V12 от Packard и двумя супернаддувами McCullough.

Хот-род с кормой лодки

Единственное фото в цвете приемлемого качества.
Единственное фото в цвете приемлемого качества.

Саундерс собрал эту машину ещё в 47-ом году и до самой своей смерти в конце 70-ых постоянно ездил на ней, в том числе и на дрэг-гонках, что-то менял, дорабатывал и поправлял. К сожалению, без своего хозяина автомобиль потерял многое, включая два супернаддува, а после последней реставрации выглядит уже совершенно иначе. Фотография сверху – чуть ли не единственное качественное фото, сделанное при жизни Дика Саундарса. А о судьбе многих других его кастом-каров порой неизвестно вообще ничего – нормальная практика для тех, кто не особо гонится за обложками журналов или шоу и строит рабочий автомобиль для треков и дорог. Как, например, Джо Панек – гонщик, построивший боевой Ford с Cadillac’овским V12 под капотом. Машина была создана ещё в 64-ом году, но жива до сих пор, и её двигатель с супернаддувом 6-71 от GMC находится не в идеальном, но вполне приемлемом состоянии.

Маленький красный драгстер

Из-за количества труб под капотом этого красного хот-рода, в интернете можно встретить заблуждение что под капотом стоит V16, но на самом деле 'лишние' трубы обусловлены необычным способом установки супернаддува.
Из-за количества труб под капотом этого красного хот-рода, в интернете можно встретить заблуждение что под капотом стоит V16, но на самом деле 'лишние' трубы обусловлены необычным способом установки супернаддува.

Об этом автомобиле написал статью журнал Popular Hot Rodding в декабре 1964-ого. По информации оттуда можно узнать, что двигатель 1936-ого года был расточен с 368 до 402 – это с 6 литров до 6.6. Также, в другой статье, я задавался вопросом: как поставить супернаддув на двигатель с таким необычным расположением свеч? Оказалось, что привычное расположение супа сверху не годится, и устанавливать компрессор надо спереди. Более того, из-за своеобразности мотора, Джо пришлось перевернуть наддув вверх ногами, и в результате вся система двигается как бы задом наперёд. Впускная система когда-то была установлена на бомбардировщик времён Второй Мировой, но Панек полностью перебрал её и оригинальной осталась лишь дроссельная заслонка. Топливный насос тоже пришёл из области авиации. Джо также решил позаботиться о том, чтобы супернаддув подавал больше воздуха, чем давления, а потому от супа к мотору воздух поступает по четырёхдюймовым каналам, что на дюйм больше стандартных систем такого вида. Чтобы присоединить автоматическую трансмиссию C&O Hydro к старому двигателю пришлось придумывать новую ступицу коленвала – как и многое другое, Джо сделал эту запчасть своими руками. Зажигание работает от лодочного 12-вольтового аккумулятора с помощью двух трамблёров Studebaker на шесть цилиндров каждый. Большая часть системы управления раньше стояла в фургоне Willys 47-ого года, и именно эта модель была выбрана из-за того, что она устанавливалась в хот-род с минимальными изменениями в корпусе машины. В результате всё это может работать на семи тысячах оборотов – возможно, даже больше, но Джо не решался превышать отметку в 7000, чтобы не повредить двигатель. Отдельным интересным моментом служит фотография облегчённой передней оси, на которой видно отсутствие тормозов на передних колёсах. Одним словом, это был очень необычный проект, и хоть Панек строил полностью функциональный автомобиль для дрэга, свою первую награду хот-род получил на автошоу в Южной Калифорнии ещё до того, как Джо впервые выкатил его на трек. Ниже прикрепляю англоязычные сканы статьи, которыми поделился один из пользователей форума H.A.M.B. – я опустил довольно много технических подробностей, взяв только самое интересное и значимое, но интересующиеся могут взглянуть на всё своими глазами, и, возможно, задать вопрос или поправить меня, если я в чём-то ошибся.

Обложка и сканы оригинальной статьи. Обратите внимание, что спонсоры на автомобиле когда-то были изображены несколько иначе - возможно, однажды автомобиль минимум перекрашивался, а то и полностью реставрировался.
Обложка и сканы оригинальной статьи. Обратите внимание, что спонсоры на автомобиле когда-то были изображены несколько иначе - возможно, однажды автомобиль минимум перекрашивался, а то и полностью реставрировался.

Остальные сканы: https://rockthistown.ru/v12-engines-exotic-us/

Ржавый алмаз скорости

Ещё один экзотический мотор поставил в свой рэт-род некто Боб Бэндтсэн, владелец гаража Bendtsen’s Speed Gems в Миннесоте. Боб и его компания специализируются на адаптации старых и экзотических двигателей к современным трансмиссиям, и лучший способ прорекламировать себя в этом деле – это появиться на сходках любителей хот-родов и кастомов на машине собственного производства. А для того, чтобы наглядно продемонстрировать тот факт, что в Speed Gems могут присоединить любой двигатель к любой трансмиссии, товарищ Бэндтсэн принял решение установить в свой рэт-род мотор Seagrave V12 и трансмиссию GM 700R4. Двенадцатицилиндровый Seagrave – это, по сути, двигатель от Pierce-Arrow, производство которых началось ещё в 1932-ом году, если не раньше. Когда в Pierce-Arrow приняли решение прекратить выпуск этих агрегатов, компания Seagrave выкупила всё необходимое для самостоятельного производства двигателей и продолжила строить и продавать эти двигатели аж до 70-ых годов. Конкретно тот Seagrave, который Боб использовал в своей машине, датируется 41-ым годом, а трансмиссия 700R4, для сравнения, была разработана лишь в 82-ом. К сожалению, я так и не смог найти упоминание о том, какого объёма двигатель использовал Бэндтсэн: Seagrave производила моторы в 462 и 906 кубиков, которые внешне мало чем отличались, но… всё же чисто визуально, это вроде как агрегат поменьше, объёмом в 7.5 литров.

Само собой, кроме мотора с коробкой передач нужен ещё и сам автомобиль, и выбор пал на Model A 31-ого года. Не сообщается, в каком состоянии автомобиль был изначально, но список изменений примерно следующий: крышу срубили на 10 сантиметров, в крышке багажника сделали 100 вырезов и спрятали под ней красные светодиоды в качестве заднего света и бензобак из нержавейки на 45 литров, установили кастомный медный радиатор, гидравлические тормоза от “Buiсk’а с большими плавниками”, передние фары от 1937-ого Pontiac’а, а панель инструментов отдал Dodge 50-ого. Этот рэт-род также имеет полностью кастомную раму, электроусилитель руля и электронная система зажигания. Как всё это выглядит внешне – можно увидеть ниже.

Из-за нескольких нетрадиционно расположенных деталей двигатель смотрится крайне необычно и буквально захватывает на себе всё внимание, отчего остальные детали рэт-рода несколько меркнут на фоне V12 от Seagrave.
Из-за нескольких нетрадиционно расположенных деталей двигатель смотрится крайне необычно и буквально захватывает на себе всё внимание, отчего остальные детали рэт-рода несколько меркнут на фоне V12 от Seagrave.
Из-за нескольких нетрадиционно расположенных деталей двигатель смотрится крайне необычно и буквально захватывает на себе всё внимание, отчего остальные детали рэт-рода несколько меркнут на фоне V12 от Seagrave.
Из-за нескольких нетрадиционно расположенных деталей двигатель смотрится крайне необычно и буквально захватывает на себе всё внимание, отчего остальные детали рэт-рода несколько меркнут на фоне V12 от Seagrave.
Интерьер хот-рода
Интерьер хот-рода

Еще больше фотографий: https://rockthistown.ru/v12-engines-exotic-us/

Дорожный истребитель

Но это всё больше экзотика. А если вы хотите безумия – то вот вам, например, полностью построенный с нуля автомобиль Клиффа Хикса с мотором Allison V12, который сняли прямо с истребителя Lockheed P-38. Семейство двигателей V-1710 просто огромное, и некоторые модели включали в себя такую весьма новую на то время штуку, как турбонаддув, в то время как ранние модели выпускались либо без него, либо с гораздо более привычным супернаддувом. А самые поздние варианты этого мотора несли на себе и турбонаддув и вспомогательный супернаддув одновременно. Ещё одним занимательным фактом является то, что Allison V-1710 был единственным американским двигателем с жидкостным охлаждением во всём арсенале США на время Второй Мировой войны.

К сожалению, оригинальный текст не говорит, какая именно модель V-1710 попала в руки к товарищу Хиксу, но так или иначе подобный мотор должен выдавать что-то около 1840 лошадиных сил на 3000 оборотах. Клифф уже очень давно планировал построить себе подобный автомобиль. “Я видел машину с авиационным двигателем в 50-ых, когда мне было шестнадцать,” вспоминает создатель безумного хот-рода. “И я сказал себе, что однажды у меня будет такая.”

Да, Хикс уже далеко не молод: на момент написания этого текста ему должно быть 83 года. Вместе со своим младшим братом Дэном, Клифф явлется гонщиком с огромным стажем: в 58-ом ему принадлежал рекорд скорости класса A Gas Supercharged на четверти мили – 200 км/ч. К тому же, ему принадлежит мастерская Cliff Hix Engineering, и некоторые считают его гением среди автомехаников. Одним словом, Клифф точно знал, что сможет осилить подобный проект и укротить его. Поэтому он и его брат взяли тело от Model T 27-ого из стеклопластика и принялись удлинять и расширять его. Переделанный корпус был укреплён стальными трубами, после чего из чистой стали была сконструирована массивная рама. Клифф также разработал и построил винтовую подвеску, а также адаптировал механическую коробку передач Richmond Super Street на пять скоростей с овердрайвом под двигатель самолёта. Чтобы остановить такой хот-род нужны хорошие тормоза, а потому Хикс также модифицировал две пары барабанных тормозов: от Buick’а для передних колёс и от синих овалов для задних. Двигатель тоже был как минимум слегка модифицирован: оригинальный текст упоминает, что два магнето были заменены на современную электронную систему с двумя трамблёрами на 12 цилиндров каждый (так как каждый из цилиндров мотора шириной в 14 сантиметров каждый использует две свечи зажигания).

Получившийся результат превзошёл все ожидания: Клифф признаётся, что первый пробный заезд на автомобиле чуть не закончился ближайшем кювете. “Тогда я и узнал, что перебор – это перебор,” подытоживает Хикс с огромной улыбкой на лице.

Эта штука летать не умеет, но однозначно уже очень близка к этому.
Эта штука летать не умеет, но однозначно уже очень близка к этому.

Еще фотки: https://rockthistown.ru/v12-engines-exotic-us/

В целом можно подвести итоги таким образом: двигатели V12 всех сортов вполне могут поспорить по популярности с V6 в качестве мотора для тех, кто не хочет в своём проекте V8. А тот факт, что в начале прошлого века именно 12-цилиндровые V-образные силовые агрегаты использовались везде, где только можно было их использовать, порой даёт зелёный свет абсолютно безумным проектам, которые приводятся в движение ничем иным, как этим типом моторов. Сложно сказать, что нас ждёт в будущем, так как по самым печальным прогнозам двигатель внутреннего сгорания как таковой является вымирающим видом – того и гляди наступит век электромобилей и солнечной энергии. Но я, тем не менее, надеюсь увидеть на своём веку ещё немало интересных проектов с V-образными бензиновыми монстрами и очень хочу, чтобы мотор на двенадцать цилиндров занял среди них не самое последнее место.

-9

Дружище, заходи на RockThisTown.ru, читай статьи и подписывайся на push-уведомления! Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!

Авто
5,66 млн интересуются