Мастер спорта международного класса по автоспорту и автор канала «Машинный мир» Татьяна Елисеева — о том, как пришла в профессиональные гонки, чем женский стиль вождения отличается от мужского, как на гонщиц смотрят в Европе и России и почему трудно писать для женской аудитории.
Татьяна, по ее словам, никогда не боялась машин. Еще в детстве рулила, сидя на коленях у деда, а в средней школе, пока взрослые охотились, перегоняла им машину из перелеска в перелесок. В профессиональный спорт пришла в зрелом возрасте из любительского картинга, за руль спортивного автомобиля села в 2005 году. По образованию экономист-математик, работает с проблемными активами.
«Жена тракториста»
В спорт меня затянуло не столько из-за адреналина, сколько из-за возможности регулярно совершать подвиги. Сначала был кросс, кольцевые гонки, потом ралли-кросс, теперь еще и ралли-рейды. Каждый раз это новый вызов.
Мне очень нравится ралли-кросс. В этом формате трасса стационарная, но непредсказуемая: тут и грунт, и асфальт. Кроме того, в ралли-кроссе мы стартуем в одну линию с соперниками, заезд короткий, и критичен каждый поворот. Решение надо принимать молниеносно и нести за него ответственность. Это очень возбуждает. Да, вероятность ошибки высока, но в следующий раз будешь делать по-другому.
Из-за грунта бывает, что грязь на тебе везде. Мне часто говорили: «Что ж ты как жена тракториста?». Вроде как для девушки быть такой чумазой — фу, неприлично. Конечно, было обидно, но это мелочи по сравнению с эмоциями, которые я получаю от гонки.
Риск vs. осторожность
В Европе и России по-разному смотрят на женщин в автоспорте. На европейских тренировках ко мне подходили парни и говорили, что у меня идеальные траектории. Я расстраивалась, что мне не хватало скорости, а они подбадривали: «С такими траекториями скорость придет!» А в России уважение надо завоевывать: тебя ценят только за бойцовский характер и результаты.
Отношение к гонщицам постепенно меняется. Существуют программы поддержки Международной автофедерации для молодых девушек, а в октябре запустили W-Series — кольцевые гонки для женщин на машинах, идентичных Формуле 3. Участие в них бесплатное, а это очень важно, потому что все упирается в деньги.
Но все-таки разница между гонщиками и гонщицами заметна: мужчины более отчаянные и рискованные. Если видят, что есть мизерный шанс проскочить, они рискнут. Женщины действуют более осторожно.
Тест-драйвы и ралли
Автоспорт открыл для меня возможность тестировать новые грузовики, автобусы и легковые автомобили, я эксперт по бюджетным легковым автомобилям, грузовикам и автобусам. Часто бываю на тест-драйвах, выставках и показах.
Жизнь постоянно поднимает планку, а я соглашаюсь на любые эксперименты.
✔️Гоночный «Соболь 4 × 4»? Да!
✔️Десять тысяч километров из Москвы в Пекин? Да!
✔️Гоночный «Садко»? Да, уже грузовые права получила!
✔️Гоночный «Иж-пикап»? Когда?
✔️Две с половиной тысячи километров за рулем «Волги-М21»? Да!
Буквально только что вернулась с исторического Rallye Automobile de Monte-Carlo 2019 на «Волге—М21». Когда пять дней подряд живешь за рулем символа советской мечты, гоняешь по узким заснеженным горным тропам среди облаков сутки напролет, впечатлений масса. Подробностями и фотографиями обязательно поделюсь в своем Дзен-канале.
Запомнилось мне и еще одно сложное ралли Москва — Пекин «Шелковый путь». Его протяженность — более десяти тысяч километров. Мы со штурманом Еленой Правдиной ехали на полноприводном «Соболе 4 × 4» за заводскую команду «ГАЗ». Я небольшого роста, а Лена высокая, она физически не могла сидеть на моем месте, потому что сиденья в спорткарах зафиксированы намертво. Из-за этого все десять тысяч километров пришлось рулить мне. Самым сложным участком была пустыня Гоби: довольно тяжело было ехать по песчаным барханам, похожим на горнолыжные склоны, а однажды начался дождь, быстро стемнело, и мы в этой темноте, почти без света, как-то все-таки доехали до финиша. И в итоге заняли первое место в женском зачете.
Без национальной принадлежности
Автомобили для меня — живые существа. По привычке я боевые машины называю «Масяня». Сберечь машину, вовремя понять, что с ней происходит — основа ралли-рейдов. К слову, когда автомобиль становится спортивным, он теряет национальную принадлежность: гоночная «Газель» настолько же надежна, как, например, гоночный Mitsubishi. Я ездила на разных автомобилях: полноприводном Mitsubishi, переднеприводных Volkswagen Polo, LADA Kalina. А когда стала заводским гонщиком «ГАЗ», много ездила на «Соболе 4 × 4» и грузовом «Садко». Собственно, с этого и началась моя блогерская карьера.
Путь блогера
Как заводской гонщик, я завела странички в соцсетях и писала про свои автомобили. Так в 2015 году у меня появились страницы в Facebook, Instagram и на сайте сообщества автовладельцев Drive2. Мой блог на Drive2 быстро стал популярным: читателям были интересны технические подробности, а я разбираюсь в устройстве автомобиля. Drive2 — закрытое сообщество: если ты не зарегистрирован на сайте, ты не можешь читать блоги и оставлять комментарии, а Яндекс.Дзен, куда я пришла вслед за своими друзьями, открыт для всех, поэтому и читателей намного больше. Обратная сторона — много разных комментариев и идейных споров, но это помогает лучше понять, что интересно и неинтересно читать подписчикам.
Большинство моих читателей — мужчины, и только четверть составляют женщины. У меня никак не получается писать «для женской аудитории», потому что женщинам интересны базовые вещи: что делать, если запотевает стекло, как ездить в снежной каше или в дождь. А меня эти темы совсем не вдохновляют.
Неприятная правда
В обычной жизни стараюсь скрывать, что я гонщица, потому что меня немного сторонятся, хотя все улыбаются. Сколько раз себя ругала, что надо молчать, когда едешь с кем-то. Но забуду и обязательно ляпну: «Не надо в повороте газ бросать!» или «Зачем ты крутишь мотор на второй передаче? Переключайся!» Парни всегда обижаются, когда им так говоришь. Сложно принять, что женщина может хорошо чувствовать автомобиль. Но ничего, переживут.
Подготовила Анна Алексеева