Найти тему
Поехали с Лёшей!

Зачем стирали глаза святым?

Но монахам было не привыкать, ведь на протяжении многих веков Каппадокия подвергалась налётам иноземных захватчиков. Местное население, не способное оказывать вооружённое сопротивление, для выживания использовало стратегию пряток в тайники — пещеры и подземные города.
метрах я заметил небольшую тропинку, уводящую вглубь туфовых лабиринтов. Наверное, это то, что нужно. Через несколько минут тропинка привела к холму, на вершине которого виднелись характерные рукотворные ниши. Нашли!

Среди слепых ниш зияла одна чёрная дыра — вход в пещеру, закрытый наполовину туфовыми блоками правильной формы. Я перелез через них и ...

... моему взору предстало просто потрясающее зрелище!

Все своды и стены пещеры были покрыты прекрасно сохранившимися фресками!   Росписи не тронуло время, потому что церковь несколько веков была запечатана. Да и сухой, континентальный климат Каппадокии способствовал их сохранности.

Но что случилось с лицами на фресках?  Почти у всех людей, изображённых на них, напрочь были стёрты глаза, носы и губы.  А произошло вот что...

В период, когда это место заселяли ранние христиане (с VI по IX век), в окрестностях одного только Гёреме было более 400 церквей, выдолбленных в мягких скалах и вырытых в земле.

Аскетичная жизнь в таких кельях вдали от крупных городов и наедине с суровой природой привлекала монахов. Количество пещерных церквей росло в геометрической прогрессии.

Вся Каппадокия оказалась изрыта пещерами и подземными городами, в которых устраивались церкви, скиты и кельи. Дошло до того, что места для всех стало не хватать и тогда строительство монастырей в Каппадокии запретили.

«Золотой  век» росписей в Каппадокии пришёлся как раз на XI столетие, когда и была построена эта церковь. Именно тогда Византия начала испытывать сильный натиск со стороны своих ближневосточных исламских соседей и в конце концов утратила Каппадокию, уступив её туркам. Христиане, населявшие этот регион, подверглись гонениям, монастыри пришли в упадок и были разорены.

Но монахам было не привыкать, ведь на протяжении многих веков Каппадокия подвергалась налётам иноземных захватчиков. Местое население, не способное оказывать вооружённое сопротивление, для выживания использовало стратегию пряток в тайники — пещеры и подземные города.

Сложный гористый рельеф местности сильно осложнял задачу карательным отрядам. Да и прятаться христианам не составляло большого труда — по тревоге они просто закладывали небольшой вход в пещеру, которая могла быть очень вместительной. По этой же причине труднодоступности, Каппадокия стала прибежищем большого количества политических эмигрантов в эпоху иконоборчества.

Но всё же большинство пещерных церквей было обнаружено и уничтожено. Какие-то полностью разрушили, а в каких-то просто сбили росписи. Некоторые церкви турки приспособили под свои хозяйственные нужды. И лишь немногие стали музеями.

Есть одна отличительная особенность росписей пещерных церквей — практически у всех святых на них испорчены лики. В частности, полностью затёрты и выколоты глаза. Многие источники утверждают, что это дело рук османов-фанатиков.

Известно, что важнейшее значение в иконе имеют глаза. На древних иконах их писали крупно, как бы широко раскрытыми.

Османы, захватывавшие христианские земли, «ослепляли» фрески, выбивая им глаза. Это было равносильно убийству образа — лишаясь глаз, он лишается своей силы и перестаёт влиять на жизнь живых людей. Это было самым настоящим проявлением ксенофобии в те времена.

Новые хозяева Каппадокии должны были полностью уничтожить христианские фрески, но лишь благодаря лени фанатиков некоторые росписи дожили до наших времён хотя бы в таком виде.

Изображения святых просто лишились глаз, носов и губ.

В этой церкви глаз лишились не все образы.

Однако, у некоторых полностью стёрта голова. Видно, с каким усердием это было сделано у Иисуса.

Фрески поистине уникальные.

Кроме сакрального смысла, эта пещерная церковь являлась еще и источником питьевой воды. В современных терминах, это был надёжный бункер, в котором можно было переждать опасность на протяжении длительного времени! Этот источник использовался и другими церквями, которые находились поблизости.

Я исследовал и саму цистерну — на дне до сих пор есть вода!

Сухой и горячий ветер с пылью обжигал лицо. Мы стояли на вершине какого-то холма посреди совершенно безлюдной местности и пытались представить, сколько еще загадок хранят эти горы.

И что где-то в Каппадокии ждут своего открытия другие подземные города с сохранившейся утварью, неиспорченными росписями и неразграбленными древними захоронениями.

© Алексей Мараховец
Использование (перенос на другой ресурс, репост, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.