Бывшего главного инженера «Адмиралтейских верфей» Владимира Байкова взяли под стражу. Его подозревают в хищении 34 млн при строительстве подводных лодок. Заместитель Байкова — Емельченков отправился под домашний арест, а еще один фигурант — на кладбище.
История с предполагаемым расхищением средств гособоронзаказа на «Адмиралтейских верфях» началась больше года назад с ревизии Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая решила проверить петербургских исполнителей гособоронзаказа. Внимание антимонопольщиков привлекла компания «Новит ПРО» в марте 2017-го. ФАС возбудила в отношении этого скромного предприятия дело из–за необоснованного завышения затрат. Позже материалы, по признанию петербургского УФАС, передали в полицию, которая в конце 2017 года и возбудила уголовное дело о мошенничестве. А в феврале 2018-го правоохранители задержали заместителя главного инженера Адмиралтейских верфей Глеба Емельченкова и владельца АО «Новит ПРО» Валерия Пшеничного.
Их заподозрили в хищении средств при создании трехмерной модели неатомной подводной лодки проекта 636.3 «Варшавянка». «Адмиралтейские верфи» в 2010 году получили от Минобороны контракт на изготовление шести подводных лодок проекта 636.3 для Черноморского флота. Контракт предполагал создание трехмерной модели потайного судна. Разработку модели, общесудовых систем и оборудования, а также создание структурной связи между трехмерной моделью и ремонтной документацией верфи поручили АО «51–й Центральный конструкторско–технологический институт судоремонта» (ЦКТИС, входит в государственное АО «Ремвооружение», контролируемое Минобороны РФ). Однако он не стал самостоятельно разрабатывать модель, а поручил работу соисполнителю «Новит ПРО». Контракт на 968 млн рублей с этой компанией заключили в декабре 2015 года. По версии следствия, АО «Новит ПРО» получило аванс в размере 400 млн рублей из которых 100 млн рублей было похищено. Половину из похищенного якобы получил Емельченков.
Изнасиловали и убили
Вскоре после ареста Пшеничного нашли мертвым в СИЗО №4 на ул. Академика Лебедева. Его пытали, изнасиловали, а потом убили, писала «Новая газета» со ссылкой на заключения судмедэкспертов. Инженера Емельченкова держали под стражей с 18 января прошлого года до 15 января 2019-го.
Накануне истечения меры пресечения инженеру предъявили новое обвинение, на этот раз о хищении 34 млн рублей при создании трехмерной модели подлодки проекта 677 «Лада».
Кроме контракта на разработку трехмерной модели для неатомных подлодок проекта 636.3, ЦКТИС получил от «Адмиралтейских верфей» заказ на разработку и поставку ремонтной и организационно–технической документации для дизель–электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 677 «Лада». По этому контракту ФАС тоже завела дело о необоснованном завышении себестоимости, но уже в отношении петербургского ООО «Сейд ПРО», которое тоже связано с Пшеничным. На сайте компании висит новость от 18 декабря 2015 года: «Начата совместная работа со специалистами компании «Новит ПРО» по 3D–макетированию насыщения ДЭПЛ проекта «Лада».
По версии следствия, компания«Новит ПРО» обязалась изготовить для «Адмиралтейских верфей» трехмерную модель подводной лодки проекта 677 за 766,9 млн рублей. После получения средств АО «Новит ПРО» заключило договор с ООО «Сейд ПРО», перечислило аванс 19,2 млн рублей. Еще на 59,7 млн рублей фигуранты купили 13 векселей Сбербанка, которыми якобы покрыли долг перед «Сейд Про». При этом 33,8 млн, по мнению следователей, похищено. Ни в первом, ни во втором эпизоде следователи не установили местонахождение денег.
По второму эпизоду следователи пытались снова упаковать инженера Емельченкова в СИЗО, но Дзержинский райсуд отказал, посчитав, что достаточно домашнего ареста по 14 марта 2019-го. Меньше повезло его бывшему начальнику Владимиру Байкову. Он как будто предчувствовал и седьмого февраля уволился с поста главного инженера «Адмиралтейских верфей». Кировский райсуд Петербурга отправил бывшего главного инженера верфи под стражу на два месяца. В первом деле с «Варшавянкой» Байков не фигурировал.
Главный фигурант
Еще один, пожалуй, самый главный участник предполагаемой мошеннической схемы — Андрей Петров — деловой партнер Валерия Пшеничного, пребывает под домашним арестом и активно сотрудничает со следствием. Именно его показания послужили основанием для ареста компаньона Пшеничного, Емельченкова, а теперь и Байкова.
Можно предположить, что вся правда об этих делах не будет известна никогда — Пшеничный мертв и, вероятно, главная причина его смерти в том, что он слишком много знал и доверял Петрову, который возглавлял компании Пшеничного. Можно предположить, что в 2016 году между гендиректором АО «Новит ПРО» Андреем Петровым и основным собственником компании Валерием Пшеничным возникли серьезные разногласия, возможно, по поводу ведения финансово-хозяйственной деятельности. В связи с чем Пшеничный даже обратился в петербургский арбитраж с требованием провести внеочередное собрание акционеров, чтобы досрочно прекратить полномочия генерального директора. Другой возможности снять Петрова уже не было. Именно из судебных материалов стало ясно, что Пшеничному принадлежит 75% АО «Новит ПРО». Истцу удалось добиться смены гендиректора, но было уже поздно ФАС начала роковую ревизию.