В конце 1980-х Президент корпорации Chrysler Боб Лутц поручил дизайнеру Тому Гейлу представить современное видение культового американского суперкара Shelby Cobra – легкого, мощного и агрессивного генератора адреналина. Результат превзошел все ожидания…
Концепт 1989 года назывался Copperhead (американская гремучая змея), но вскоре проект был переименован более благозвучно – Viper. Опыта по созданию суперкаров Chrysler не доставало (флагманом спортивных моделей был Dodge Stealth, он же Mitsubishi 3000GT), поэтому в качестве партнеров привлекли инженеров компании Lamborghini, которая в то время принадлежала Chrysler. Поскольку суперкар должен был получиться, в первую очередь, американским, инженерам «выдали» здоровенный V10 от пикапов Dodge. Спортивный автомобиль с двигателем от грузовика? Это точно по-американски!
После замены чугунного блока на алюминиевый, изменений в системы питания и смазки, на выходе получился восьмилитровый монстр мощностью 400 л.с. и 630 Нм крутящего момента. При этом, задний привод и никакой вспомогательной электроники. Viper имел независимую подвеску и дисковые тормоза вкруг. Прикольной фишкой были выхлопные трубы, проложенные в порогах – берегите Ваши ноги от ожогов! Коробка передач – только механическая. Кузов представлял собой стальной каркас с легкими панелями из стеклопластика.
Динамика по меркам начала 1990-х была вполне на уровне – 4,4 секунд до «сотни». Максимальная скорость составляла 290 км/ч, но достигали её только самые отмороженные энтузиасты – управлять Гадюкой было очень не просто. Она постоянно пыталась убить своего водителя. За это Viper и полюбили. За честную, не прикрытую агрессию и злость.
Салон следовал идее Cobra и был спартанским даже по американским меркам. В дверях отсутствовали ручки и стекла. Складной крыши тоже не было, предлагался лишь защитный чехол для хранения автомобиля. Viper никак не подходил для ежедневной эксплуатации, это был аттракцион выходного дня. Отличной маркетинговой идеей было вывести предсерийный Viper в роли пейс-кара на старт гонки Инди-500 в 1991 году. За рулем лично находился идеолог и создатель Cobra – легендарный гонщик и инженер Кэррол Шелби.
В середине 1990-х Viper подвергся основательному рестайлингу. Харизматичный дизайн практически не изменился, а в техническом плане автомобиль шагнул далеко вперед. Однако, увеличение производительности мотора, переработка подвески и добавление ABS в виде опции не сильно изменило автомобиль – он остался уделом подготовленных водителей с крепкими нервами. Зато появилась версия с жесткой крышей. Далее автомобиль шел по пути Porsche 911 – техника совершенствовалась, мощность росла, а узнаваемый внешний вид сохранялся. При этом, спрос на Viper всегда был ограничен, поэтому в 2017 году, когда готовились к вводу новые стандарты безопасности в США (предполагающие оснащение всех новых автомобилей боковыми шторками безопасности, которые в Viper засунуть невозможно) решено было не тратить неопределенное количество денег на доработку «Гадюки» и её сняли с производства. Такой вот бесславный конец.
На фотографиях Dodge Viper RT-10 1994 года выпуска с пробегом 33 000 миль, проданный на аукционе RM Sotheby's в 2018 году за 37 400 $. Но бывают и более интереснее варианты. Например, далее на фотографиях автомобиль, продающийся в настоящее время на eBay в Калифорнии. Dodge Viper 1992 года выпуска с пробегом в 34 (!) мили, в общем новый! Кто-то явно побоялся его водить. Со слов продавца «Гадюка» хранилась в гараже с климат-контролем и регулярно заводилась. На ней сохранились оригинальные шины без признаков износа и старения, а также дилерская наклейка на лобовом стекле. Перед продажей топливный бак был слит, все фильтры заменены во избежание потенциальных проблем. Просят за Viper 99 885 $, что достаточно много. Но когда еще в продаже появится такая «капсула времени»?!
Автомобиль с годами однозначно прибавит в цене, так что надо брать!