Найти тему

Обещал, но не сделал…

Оглавление

Почему ребенок не выполняет своих обещаний? Почему не держит слово? Эти вопросы волнует многих родителей, и звучат они из их уст с интонациями искреннего недоумения, отчаяния и даже гнева. А если он вырастет человеком безответственным, неорганизованным, нечестным?..

Нарушитель слова

Ребенок твердо гарантирует вам выучить стихотворение, навести порядок в комнате, позаниматься музыкой. Вы приходите домой, а уроки не приготовлены, уборки не было, пианино заменил компьютер.

Не лучше и положение, когда его обещания даются на продолжительный срок: в течение каждого дня обязательно звонить вам, ежедневно помогать бабушке на кухне, днем гулять с собакой и т.д.

Мало что меняется и в тех случаях, когда он обещает не вам, а самому себе, например, не смотреть телевизор до тех пор, пока уроки не будут выполнены.

Такое поведение ребенка связано с рядом неприятных последствий. Во-первых, конечно, для него самого: за невыученные уроки ставят «двойки» и ругают родители; за «забытое» бытовое поручение могут наказать, и все равно придется его выполнить. Но и для вас хорошего в этом мало: добавляются заботы, и к тому же неизбежно приходится вступать в конфликт с нарушителем слова.

Почему ребенок так поступает

Самая простая причина невыполненного обещания - он и не собирался его выполнять. Ребенок просто хотел, чтобы его оставили в покое.

Он забыл о своем обещании, что вполне реально для дошкольника и младшего школьника.

Ребенок, увлеченный каким-нибудь делом, отвечал на вашу просьбу обещанием, плохо осознавая, о чем идет речь.

«Пока меня нет, пей газировку и смотри мультфильмы!»

Обещание, которое ребенок дает взрослому или самому себе, обычно соотносится с такими поступками, которые не совсем хочется совершать. Вы же не просите его до вашего возвращения обязательно съесть две плитки шоколада и послушать громкую музыку.

Если ребенок к чему-то стремится, он без всяких просьб и обещаний берется за дело. Если он, предположим, любит рисовать с помощью компьютера, незачем его просить в свободное время заняться этим. Он этого хочет и принесет какое-нибудь другое дело в жертву любимому. Как правило, обещание необходимо в тех случаях, когда ребенку приходится отказываться от приятного времяпрепровождения во имя не очень увлекательного занятия.

Как помочь ребенку

Всегда помните, что многие из данных ребенком обещаний вызваны его добрыми побуждениями – сочувствием бабушке, желанием помочь маме… Их невыполнение связано не со злым умыслом ребенка, не с его пренебрежением к близким, а с различными психологическими или житейскими трудностями.

В подобных случаях наказывать ребенка за невыполненное обещание ни в коем случае нельзя. Это может его озлобить, вызвать в нем протест, отдалить от вас. Ребенок чувствует, что он не виноват: хотел сделать все, как надо, но что-то ему помешало. Достаточно, если он увидит или осознает те отрицательные последствия, которые вызвала его неверность слову.

Известно, что дети склонны давать необдуманные или невыполнимые обещания. Например, ваш «гений» решил весь месяц усиленно заниматься английским языком, исправить все «двойки» и поучаствовать в ближайшей школьной олимпиаде. Он уверенно заявляет об этом и ждет вашего одобрения. Вам надо тактично «вернуть на землю» своего фантазера. Всегда помогайте ему реально оценивать исполнение намеченных планов в назначенный срок и в нужном объеме.

Как бы плохо ни обстояло дело с успеваемостью или поведением ребенка, вы не должны требовать от него обещаний отказаться от игр, прогулок, чтения любимых книг, просмотра передач, общения с друзьями.

Если обещания не «выжиты» вами, то, в большинстве случаев, они для ребенка - не пустые слова. Он хочет именно так и поступить. Чтобы это стремление реализовалось, внушайте ребенку мысли о том, что ему все удастся, что вы твердо убеждены в правдивости его обещаний. Перед выполнением любого дела, очень важен эмоциональный настрой.

И самое главное – ребенку требуется ваша поддержка не только в тот момент, когда он дает обещание, но и когда он его выполняет. Надо помочь ему организовать свою деятельность в тех случаях, когда возникают препятствия в виде более привлекательных потребностей. Так, вы знаете, что мешает ребенку готовить уроки, поэтому помогите ему предупредить появление этих нежелательных причин. Например, предложите ему «железно» договориться с другом, в котором часу он может звонить с целью предложить совместную прогулку.

Таких конкретных приемов вы можете найти много. Важно только разумно оценивать их эффективность, не «бить в одну точку» недейственным способом и не злоупотреблять удачным методом. Чем разнообразнее будут ваши подходы к ребенку, тем успешнее окажется помощь.

Татьяна Порецких