ГАЗ 66 «Шишига» - легендарный советский автомобиль, с потрясающей проходимостью. Машина получилась настолько удачной, что её выпускали целых 35 лет и за это время успели приспособить для любой деятельности.
Только если брать армию, то на базе «Шишиги» создавались реактивные системы залпового огня, санитарные автомобили, автоперевязочные и даже десантируемый понтонный парк.
А на гражданке, из ГАЗ 66 делали самосвалы, вахтовые автобусы, цистерны, передвижные клиники и мастерские.
У этой модели была масса преимуществ. Но была и пара недостатков. Скажем, грузоподъёмность всего в 2 тонны. Для компактного военного грузовика, который придётся десантировать – это нормально, но советским конструктором захотелось выжать из «шишиги» максимум.
Так и появился ГАЗ-34. По сути, от оригинала, новая машина отличалась трёхосной компоновкой и колёсной формулой 6x6. Разработка этого вездехода стартовала одновременно с запуском 66-й модели в серийное производство, то есть в 1964-ом году.
В общей сложности, инженеры потратили на трёхосную «шишигу» 4 года, и успели за это время собрать 5 экземпляров, которые успешно прошли испытания.
Чем ещё этот автомобиль отличается от своего прародителя?
Смотрите, двигатель тот же самый – бензиновый от ЗМЗ, мощностью 125 лошадиных сил. А вот по комплектации есть один нюанс. Дело в том, что систему регулирования давления в шинах, обычный ГАЗ 66 получил только в 1968 году, а на всех прототипах ГАЗ 34 она уже была сразу.
Однодисковое сцепление на трёхосной «шишиге» стоит от ЗИЛ-130, а механическую коробку передач поставили от ЗИЛ-131. Кроме того, были здесь детали и от ЗИЛ-157. Скажем, коробка отбора мощности.
А вот удлинённая лонжеронная рама была совсем своя – оригинальная, как и грузовая платформа с нишами для колёс. Внутри установили три продольных скамейки на 27 человек личного состава, и накрыли надстройку тентом.
Каждый прототип имел свои мелкие конструктивные изменения. Скажем, полная масса колебалась от 8260 до 8820 кг. Да и испытывали их в очень разных климатических условиях, на разной местности и при температуре до + 42 градусов Цельсия.
Машины возили солдат, таскали миномёты, гаубицы и даже самолёт АН-25.
Почему не сложилось с производством?
Результаты испытаний были отправлены руководству военного ведомства. Начальству автомобиль понравился. Его уже хотели ставить на вооружение и производить с 1967 года, но сравнивая ГАЗ 34 с грузовиком ЗИЛ 131, они отдали предпочтение последнему, потому что он оказался более мощным, и закрыли проект необычной «шишиги».
Советую посмотреть:
ВАЗ 1151 «Гном» - укороченная «Ока», которую хотели выпускать в Шуе, по 10 000 машин в год.
«Почти новые» Выбираем машины не старше 2 лет и дешевле 400 000 рублей, кроме Lada Granta.
НАМИ-0157 – зачем Урал поставили на гусеницы, и как сложилась судьба проекта.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.