Йога для детей аутистов. Движения в закрытой и открытой кинематической цепи.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) требует особого подхода. При работе с такими детьми необходимо учитывать особенности расстройств, которым они могут быть подвержены – это
Ø сильная реакция на внешние раздражители
Ø отсутствие копирования действий другого
Ø отсутствие зрительного контакта
Ø неприязнь к тактильным ощущениям
Ø низкий уровень коммуникации
Ø задержка речевого развития
Ø социальная отгороженность
Если говорить про методики работы с детьми аутистами, то в первую очередь нужно разобраться с чего лучше начинать. Необходимо учесть, что любым движениям легче обучаться, используя закрытые кинематические цепи тела. Существуют открытые и закрытые кинематические цепи тела. По сути, это мышечные цепи. При любом движении тела работает на одна мышца, а целые мышцы. Если мы возьмем цепочку – стопа, голень, бедро – то стопа здесь является концом цепи, и если ребенок стоит на полу и приседает – то, при этом конечная цепь зафиксирована, и это есть движения в замкнутой кинематической цепи.
Согласно биомеханике тела, движения в замкнутой кинематической цепи выгодны вдвойне при работе с детьми, имеющие расстройства аутистического спектра. Во-первых, такие движения легче выполняются. А во-вторых, при движениях в закрытых цепях, мозг работает более усиленно, поскольку активно работают несколько групп мышц и мозг должен какие-то из них вовремя активировать и сократить, а какие-то расслабить.
1. Упражнение Ладушки
Садимся напротив ребенка.
Вытягиваем руки и просим сделать тоже самое ребенка
Соединяем ладони
Сгибаем кисти рук от себя и на себя
Поворачиваем кисти рук влево и вправо
2. Упражнение Обнимашки
Положение сидя, как в упр 1
Перелетаем палацы рук с пальцами ребенка
Тянемся лбом до правого плеча ребенка
Точно также тянемся до левого плеча
3. упражнение Качели
Положение сидя, как в упр 1
Беремся за предплечье ребенка
Тянем ребенка на себя, откидываясь назад
Отпускаем себя, просим ребенка тянуть нас на себя