Современным детям подавай гироскутеры и моноколёса, а их отцы, во времена своего советского детства, мечтали о собственном автомобиле. Ведь, у кого-нибудь во дворе точно был «Москвич», а может быть «Нева» или даже тёмно-зелёный «Урал».
Как и настоящие автомобили для взрослых, детские машинки стоили целое состояние. Скажем, в 70-е годы, за самый распространённый педальный «Москвич» просили 25-30 рублей. Для сравнения, средняя зарплата в те годы составляла около 130 рублей.
Согласитесь, отдавать четвёртую часть за детскую игрушку, было непозволительной роскошью для семейного бюджета.
Но, тем не менее, эти машинки у ребятишек были, и передавались от старшего ребёнка в семье младшему, и от отца к сыну, на протяжении поколений. Тем более что ломаться там было особо нечему.
В Советском Союзе начали лепить детские педальные машинки ещё в 1930-е годы. Даже устраивали целые автопробеги. Скажем, в сентябре 1933-го года, 30 пионеров на 8-ми автомобилях совершили пробег Москва-Ногинск-Москва. Ехали они по очереди, и преодолели расстояние в 110 километров за 4 дня.
"Гонщики" останавливались во многих населённых пунктах, где устраивались встречи с жителями, и шла агитация за педальный транспорт. Возраст участников мероприятия – от 10 до 16 лет.
Правда, серьёзное распространение такие игрушки получили только в 60-е. «Детские конвейеры» были на нескольких автомобильных заводах, но ярче всех развернулся АЗЛК, где за год успевали собирать по 200 000 игрушечных «Москвичей».
Вы спросите – куда так много? Да, в СССР подобные автомобили всегда были в дефиците, и далеко не каждый мог порадовать ребёнка такой игрушкой. Зато, их большими партиями поставляли в дружественные социалистические страны.
Дизайн моделей со временем менялся, а конструкция оставалась той же – несущий кузов, привод от педалей и зависимая подвеска. Вот только если сейчас детские машинки делают из хрупкого пластика, то тогда их собирали из железа, у них был сигнал и настоящие светящиеся фары.
Среди детского педального транспорта, «Москвичи» были самыми распространёнными, но изготавливались и другие модели. Некоторые в единичном экземпляре. С начала 80-х, ассортимент стал увеличиваться. Например, появилась «Львовянка», которую собирали на Львовском заводе автопогрузчиков.
Внешне, машина походила на «шестёрку» Жигулей, и даже имели проблесковый маячок. Интересно, что её раскрашивали в цвета специальных служб, скажем ГАИ, что добавляло игре ещё больше реалистичности.
А были и вовсе не похожие на автомобили модели. «Стрела» и «Ракета» явно проектировались для детей, которым нравилась космическая тема. Их кузова делали из алюминия. Как раз этот факт и сыграл с этими игрушками (простите за тавтологию) злую шутку.
С одной стороны, такой металл продлевал срок службы, и многие машинки дожили до кризисных 90-х. А там, их успешно сдавали на пунктах приёма цветных металлов. И от хлама избавлялись, и семейный бюджет пополняли.
А вот на Челябинском кузнечно-прессовом заводе собирали «Радугу», с 1977 по 1992 год. Ей присвоили почётный «Знак качества» и успешно экспортировали за границу. Одной из самых красивых педальных машинок был «Урал», который срисовали с «Победы». Его тоже делали в Челябинске.
С началом перестройки, детский конвейер на АЗЛК встал. Постепенно, педальные машины стали пропадать с прилавков, а после развала страны, их заменили иностранные аналоги, которые заметно уступали в качестве нашим игрушкам.
Советую посмотреть:
NSU Prinz 4 – малолитражка из ФРГ, которая очень сильно похожа на ЗАЗ-966 «Запорожец»
«Былина» - автомобиль в стиле ретро, из обычной «Нивы»
Москвич 3-5-6 с АКПП - автомобиль, который мог занять нишу между Жигулями и "Волгой" в 70-х.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.