В октябре 1911 году две команды исследователей отправились в сердце Антарктиды с одинаковой целью — «Стать первыми людьми, которые достигнут Южного полюса». Одну команду возглавлял Руаль Амундсен, другую Роберт Фалькон Скотт.
Команды отправились в путешествие с разницей в несколько дней. Но Амундсен достиг Южного полюса первым, а Скотт со своей командой прибыл на полюс 34 дня спустя. Амундсен и вся его команда вернулись обратно точно в тот день, в который они и планировали вернуться. Роберт Скотт со своими товарищами погибли на обратном пути, не дойдя до лагеря с припасами 17 километров.
Результаты двух экспедиций оказались разными не потому, что они столкнулись с кардинально разными внешними обстоятельствами. В первые 30 дней они имели одинаковое количество дней с плохой и хорошей погодой. Поэтому, внешние обстоятельства не могут быть единственной причиной успеха или неудачи. Команды достигли разных результатов потому, что вели себя по разному.
В этой статье мы рассмотрим наиболее критические различия в поведении лидеров каждой команды: Руаля Амундсена и Роберта Скотта.
Руаль Амундсен
Руаль Амундсен родился в Норвегии в 1872 году в семье моряка. Он с детства привык к жизни в суровых условиях. Его примерами для подражания были полярные исследователи, которых по популярности можно назвать космонавтами того времени.
Амундсен готовил себя к экспедиции задолго до её начала. Он ходил в многодневные лыжные походы, был матросом на китобойном судне, учился управлять собачьей упряжкой. Амундсен побывал у эскимосов, чтобы перенять их опыт выживания в полярных условиях: методы борьбы с морозом, ветром, снегом и льдом.
Он приучил себя к полярному образу жизни и был готов к экстремальным ситуациям, которые могли произойти в пути.
Роберт Фалькон Скотт
Роберт Фалькон Скотт был офицером британского военно-морского флота. Когда объявили о будущей Арктической экспедиции, он сразу увидел в ней отличную возможность продвинуться по службе.
Первая Арктическая экспедиция, которую возглавил Скотт — была провальной. Но он не извлек из неё никаких уроков. Он не читал книг про полярные исследования, не учился ходить на лыжах и управлять собачьей упряжкой.
Скотт пренебрёг тщательным планированием и подготовкой к своей экспедиции. В глубине души он верил в то, что только здравый смысл и импровизация помогут ему, когда дойдет до дела.
Профессиональные полярники против любителей
Команда норвежцев состояла из 9 человек. Амундсен методично подбирал спутников для своих целей, как мастер подбирает нужные инструменты. Прежде всего это были физически крепкие мужчины, обладавшие набором навыков, необходимых для выживания в полярных условиях.
Все участники хорошо ходили на лыжах, многие умели управлять собачьими упряжками, имели квалификацию навигаторов и только у двоих не было полярного опыта. Пять самых сильных из них пошли к полюсу: путь упряжкам Амундсена прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.
Состав экспедиции Скотта потрясал полярников того времени своей численностью — 65 человек, включая команду корабля «Терра Нова», а также 12 ученых и кинооператоров.
В поход к полюсу отправились пятеро: Скотт взял с собой кавалериста, начальника научной программы, моряка и своего помощника.
Мех северных оленей против британской шерсти
Амундсен использовал проверенную эскимосскую одежду из меха северного оленя. Все члены его команды были одеты в просторные анораки. Такая одежда обеспечивала свободную циркуляцию воздуха, что, в свою очередь, снижало потоотделение.
Потоотделение на холоде — опасный враг, поскольку пот увеличивает расход тепла и из-за него промерзает защитный слой одежды, тем самым разрушая её изолирующие свойства.
Напротив, культ науки и прогресса не позволял Скотту использовать опыт «аборигенов». Они громко говорили о том, что одежда из меха — это ерунда. Британцы были одеты в костюмы из шерсти и брезентового полотна.
Отличия в экипировке давали Амундсену преимущество в сильные морозы и бураны. Когда из-за плохой погоды команда Скотта оставалась в палатках, команда Амундсена проходила запланированное расстояние.
Собаки против мото-саней, пони и людей
Тактика передвижения Амундсена была одновременно эффективной и жестокой. Его четверо саней с едой и снаряжением тянули 52 гренландские лайки. По мере продвижения к цели норвежцы убивали собак, скармливали их другим и ели сами.
То есть по мере уменьшения груза транспорт, в котором больше не было необходимости, сам превращался в еду. В базовый лагерь вернулись 11 лаек.
Сложный план передвижения Скотта предусматривал использование мото-саней, монгольских пони и подстраховку упряжками сибирских лаек. Финальный рывок планировалось сделать на своих ногах.
Моторные сани, которые не были испытаны в полярных условиях, быстро сломались. Пони, в отличие от собак, потели всем телом, поэтому на холоде их бока быстро покрывались инеем. Очень скоро все пони умерли от холода, голода и усталости.
Скот не умел управлять собачьей упряжкой, поэтому не рассматривал собак как надежный способ передвижения. Он отправил всех собак обратно в базовый лагерь. На многие сотни километров британцы сами впряглись в упряжь.