Найти тему
Зато не в кредит

ИЖ 14 – конкурент «Нивы», который появился раньше, но проиграл.

Знаете, иногда мне становится обидно за Ижевский завод. Он постоянно занимал почётное, но третье место. А настоящего триумфа никогда не было. Вот посудите сами.

Сначала, удмуртские конструкторы придумали ИЖ «Старт» и боролись с «копейкой» за звание первого народного автомобиля и место на конвейере. Победил ВАЗ 2101. Потом они пытались обойти своего прародителя – АЗЛК.

Сначала, с помощью оригинального хэтчбека (речь об Оде), который бы оказался лучше Москвича 2141, а на закате распада Советского Союза ещё и придумали свой минивэн, с оглядкой на «Арбат» от столичного предприятия.

Иллюстрация autoade.ru
Иллюстрация autoade.ru

Всё эти попытки были тщетны. Но мало кто уже вспомнит, что удмуртские конструкторы представили и собственный вариант «Нивы» для села, и на 5 лет раньше легендарного внедорожника из Тольятти.

Почему ИЖ был первым?

Всё начиналось с модели ИЖ-5, которую можно считать первым гражданским советским внедорожником с несущим кузовом и полным приводом. Машину стали доводить до ума. Это закончилось рождением ИЖ-14, который уже больше походил на серийный автомобиль.

В 1970 году, председатель Совмина СССР Косыгин собрал у себя представителей АЗЛК, ВАЗ и Ижмаша. Заводчанам объявили о двух вещах. Во-первых, им предстояло разработать легковушку повышенной проходимости для жителей деревни, а во-вторых, сотрудничество с Fiat закончено. Всё придётся делать своими силами.

Иллюстрация drive2.com
Иллюстрация drive2.com

И вот, уже в 1972 году, ходовой прототип ИЖ-14 был готов.

Что это была за машина?

С дизайном на Ижмаше всегда было напряжённо, поэтому новая модель получилась, прямо скажем, не очень красивой. Но практичной, что гораздо важнее для аграриев. Колёсная база – 2300 мм.

Чтобы максимально упростить производство, автомобиль попытались унифицировать с моделью «Москвич-412». Внедорожный ИЖ получил от него переднюю подвеску, но усиленную. Задняя была на рессорах.

Интересно, что благодаря продуманной раздаточной коробке, можно было с помощью одного рычага подключать передние, задние или все четыре колеса, а так же пониженную передачу. Тормоза поставили барабанные.

Иллюстрация samara-clad.ru
Иллюстрация samara-clad.ru

Под капот установили уфимский 4-цилиндровый двигатель, объёмом 1,5 литра. Мощности в 75 лошадиных сил, внедорожнику откровенно не хватало.

Почему выбрали «Ниву»?

Испытания обоих автомобилей проходили параллельно. По итогам, государственная комиссия отдала предпочтение творению из Тольятти. И в целом, это справедливо.

«Нива» показала себя лучше, обойдя конкурента в скорости и управляемости. Кроме того, Ижмаш подвели покровители. В отличие от ВАЗа, который был под крылом министерства транспорта, ижевский завода зависел от «оборонки». И генералы решили вложиться в ещё одну ракету, вместо гражданской легковушки.

Иллюстрация m.fishki.net
Иллюстрация m.fishki.net

Последний нокаутирующий удар для удмуртского предприятия пришёл от ЛуАЗа, который в те же года «выкатил» на рынок модернизированную версию своего компактного вездехода, известного под индексом «969».

Советую посмотреть:

Минивэн ИЖ-042 – попытка обогнать Москвич, с оглядкой на японский автопром.

Lada Baltic – финская «Самара» с подушкой безопасности, вставками под дерево и без ржавчины.

ЛуАз-Proto - советский ответ джипам Suzuki, и несостоявшийся конкурент "Нивы" из Ленинграда.

Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.

Авто
268,3 тыс интересуются