Знаете, иногда мне становится обидно за Ижевский завод. Он постоянно занимал почётное, но третье место. А настоящего триумфа никогда не было. Вот посудите сами.
Сначала, удмуртские конструкторы придумали ИЖ «Старт» и боролись с «копейкой» за звание первого народного автомобиля и место на конвейере. Победил ВАЗ 2101. Потом они пытались обойти своего прародителя – АЗЛК.
Сначала, с помощью оригинального хэтчбека (речь об Оде), который бы оказался лучше Москвича 2141, а на закате распада Советского Союза ещё и придумали свой минивэн, с оглядкой на «Арбат» от столичного предприятия.
Всё эти попытки были тщетны. Но мало кто уже вспомнит, что удмуртские конструкторы представили и собственный вариант «Нивы» для села, и на 5 лет раньше легендарного внедорожника из Тольятти.
Почему ИЖ был первым?
Всё начиналось с модели ИЖ-5, которую можно считать первым гражданским советским внедорожником с несущим кузовом и полным приводом. Машину стали доводить до ума. Это закончилось рождением ИЖ-14, который уже больше походил на серийный автомобиль.
В 1970 году, председатель Совмина СССР Косыгин собрал у себя представителей АЗЛК, ВАЗ и Ижмаша. Заводчанам объявили о двух вещах. Во-первых, им предстояло разработать легковушку повышенной проходимости для жителей деревни, а во-вторых, сотрудничество с Fiat закончено. Всё придётся делать своими силами.
И вот, уже в 1972 году, ходовой прототип ИЖ-14 был готов.
Что это была за машина?
С дизайном на Ижмаше всегда было напряжённо, поэтому новая модель получилась, прямо скажем, не очень красивой. Но практичной, что гораздо важнее для аграриев. Колёсная база – 2300 мм.
Чтобы максимально упростить производство, автомобиль попытались унифицировать с моделью «Москвич-412». Внедорожный ИЖ получил от него переднюю подвеску, но усиленную. Задняя была на рессорах.
Интересно, что благодаря продуманной раздаточной коробке, можно было с помощью одного рычага подключать передние, задние или все четыре колеса, а так же пониженную передачу. Тормоза поставили барабанные.
Под капот установили уфимский 4-цилиндровый двигатель, объёмом 1,5 литра. Мощности в 75 лошадиных сил, внедорожнику откровенно не хватало.
Почему выбрали «Ниву»?
Испытания обоих автомобилей проходили параллельно. По итогам, государственная комиссия отдала предпочтение творению из Тольятти. И в целом, это справедливо.
«Нива» показала себя лучше, обойдя конкурента в скорости и управляемости. Кроме того, Ижмаш подвели покровители. В отличие от ВАЗа, который был под крылом министерства транспорта, ижевский завода зависел от «оборонки». И генералы решили вложиться в ещё одну ракету, вместо гражданской легковушки.
Последний нокаутирующий удар для удмуртского предприятия пришёл от ЛуАЗа, который в те же года «выкатил» на рынок модернизированную версию своего компактного вездехода, известного под индексом «969».
Советую посмотреть:
Минивэн ИЖ-042 – попытка обогнать Москвич, с оглядкой на японский автопром.
Lada Baltic – финская «Самара» с подушкой безопасности, вставками под дерево и без ржавчины.
ЛуАз-Proto - советский ответ джипам Suzuki, и несостоявшийся конкурент "Нивы" из Ленинграда.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.