По скорости превращения любого предмета в огромный кусок льда, ничто не сравнится с влажным морским ветром. Он переносит мельчайшие частички воды, которые тут же застывают, попадая на любую поверхность. Хуже всего приходится морским судам, которые непрерывно находятся под действием этого эффекта.
Ветер срывает гребни волн и переносит охлажденные брызги на конструкции корабля. Соприкасаясь с металлом они сразу же замерзают. Когда наледь сформирована в дело вступает набегающая волна.
В момент удара борта о волну в воздух поднимается пелена воды высотой 1,5-3 метра она накрывает палубу и в начальный период даже помогает бороться с наледью. Волна смывает небольшое количество кристалликов льда. Но если наст уже сформировался, то смачивая, волна ускоряет его рост.
Быстрое обледенение происходит при скорости ветра от 10 до 15 м/с и температуре воздуха от -4 до -8 °С. Очень быстрое при усилении одного из факторов:
• Снижении температуры: менее -9 °С (ветер тот же: от 10 до 15 м/с);
• Увеличении скорости ветра: более 16 м/с (температура от -4 °С до -8 °С).
Чем больше льда, тем интенсивнее он нарастает. Обледенение около берега происходит быстрее. Из-за этого увеличивается осадка, ухудшает остойчивость.
Ветер, дующий с одного определенного направления, приводит к быстрому формированию ледяного нароста только с одной стороны судна. Ледяной нарост становится причиной крена на борт и может перевернуть корабль.