Самолет Ту-16 первый российский турбореактивный дальний бомбардировщик. В строевые части ВВС начал поступать в 1954 году. На этом заканчивалась эпоха самолетов с поршневыми двигателями.
Компоновка
Компоновка самолета Ту-16 выполнена по классической схеме. По бокам фюзеляжа размещались два турбореактивных двигателя, хвостовое оперение с рулями поворота и высоты. Крылья малой стреловидности с пилонами, для подвески крылатых ракет.
Фюзеляж разделен на отсеки: носовой фонарь, передняя герметичная кабина, бомбовый отсек и кормовая герметичная кабина. Экипаж самолета 6 человек.
В передней кабине размещались:
- штурман, осуществляющий навигацию и бомбометание;
- два летчика командир корабля и правый летчик;
- штурман оператор, осуществляющий обслуживание бомбового прицела и ведущий огонь из пушек, расположенных на верхней поверхности фюзеляжа.
В задней гермокабине располагались:
- стрелок-радист, обеспечивающий связь с землей и ведущий огонь из пушек, расположенных под брюхом фюзеляжа;
- кормовой стрелок, ведущий огонь из кормовых пушек.
Силовая установка
Силовая установка два турбореактивных двигателя марки РД-3М-500. Двигатель одновальный с восьми ступенчатым компрессором, и двухступенчатой турбиной. Между компрессором и турбиной располагается камера сгорания, а за турбиной нерегулируемое сопло. Запуск двигателя осуществляется бензиновым турбостартером типа С300. Ресурс двигателя 500 часов налета.
Двигатель надежен в работе и прост в эксплуатации, а удачное расположение двигателей на фюзеляже самолета ,только увеличивает его достоинства. За время службы мне, только один раз, довелось участвовать в аварийной замене двигателей.
Было это вовремя проведения учений ВВС дальней авиации. В составе полка, были не только самолеты бомбардировщики, но самолеты постановщики активных и пассивных помех. Постановщики пассивных помех назывались АСО. Эти автоматические устанавливались в бомболюке самолета, и заряжались они пакетами с металлизированными иголками.
Такой самолет, как правило, летел ниже, группы бомбардировщиков и отстреливал эти иголки. Они в воздухе рассыпались, образуя облако, отражающее лучи станций наведения. Так вот, один из самолетов залетел в это облако, и от попадания этих иголок в двигатель, были повреждены лопатки компрессора двигателя. И самолет был доставлен в ТЭЧ, для его замены.
Читайте другие мои статьи по этой теме.
Легендарный дальний бомбардировщик Ту-16. Часть 1
Вообще, самолет был надежным, я не помню случаев постановки в ТЭЧ, самолетов с неисправностями по причине отказа каких либо механизмов или устройств.
Выпуск самолетов Ту-16 был прекращен только 1962 году, а снят с вооружения в 1993 году. Таким, оказался послужной список легендарного самолета дальней авиации Ту-16.
Вооружение
Оборонительное вооружение – 7 32 миллиметровых пушек. Три спаренные пушки располагались, две спаренные в башнях снизу и сверху фюзеляжа, третья кормовая. Одна пушка размешалась в носовой части фюзеляжа и управлялась вторым пилотом. Все пушки имели дистанционное управление.
Бомбовая нагрузка. Номинальная бомбовая нагрузка 3 тонны, максимальная могла доходить до 9 тонн. Под крыльями подвешивались две крылатые ракеты КС-1, одна ракета могла размещаться в бомболюке, в полуутопленном состоянии.
Технические характеристики
Скорость – 845 км/час
Дальность – 6000 км
Потолок – 11300 метров
Вес пустого самолета – 37 тонн
Взлетный вес – 79 тонн
Самолет был оборудован системой дозаправки в воздухе.
Понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Вам не трудно, а мне стимул для написания других статей.