Найти тему
AutoHS - история автомобилей

5 сверхсекретных колесных машин СССР, для большой войны

Поразительно насколько многообразными и уникальными были разработки военных грузовых машин в нашей стране. Мало кому известно, что по техническому совершенству наша автотехника находилась на небывалом уровне. В этой статье я расскажу о 5 тяжелых и сверхтяжелых многоосных шасси предназначенных для установки ракетных комплексов.

Изделие 103

Изделие 103
Изделие 103

Впервые разработкой многоцелевых шестиосных шасси занялся в 1966 году 21НИИИ АТ (21­-й Научно-исследовательский и испытательный институт автомобильной техники Министерства обороны СССР). Прототип под названием "Изделие 103" имел формулу 12 на 12 и массу в 22 тонны. На автомобиле был установлен дизельный мотор УТД-20 V6 мощностью 300 л.с. от БМП - 1. На машине использовалась уникальная трубчатая рама, в основании которой устанавливались две одноместные кабины которые разделял моторный отсек. На испытаниях машина показала свою жизнеспособность и высокую проходимость. Именно с этого прототипа можно вести начало славной истории советских многоколесных машин.

МАЗ-547А

МАЗ-547А
МАЗ-547А

В 1970 году был построен первый в мире прототип сверхтяжелого шестиосного автомобиля МАЗ-547А. Это шасси имело грузоподъемность в 55 тонн и предназначалось для пусковой установки " Темп-2С". Здесь так же использовалась раздельная кабина, а двигатель размещался по середине и для снижения центра тяжести и уменьшения габаритов максимально опускался в раму. В марте 1970 года, машина успешно проходит государственные испытания, а в 1972 году уходит в серийное производство.

МАЗ-7912

МАЗ-7912
МАЗ-7912

Дальнейшим развитием модели 547А послужил вышедший в 1977 году МАЗ-7912. Автомобиль получил дополнительную не ведущую седьмую ось, таким образом колесная платформа 14х12 прибавила в грузоподъемности до 63 тонн. Так же машина получает 710 сильный двигатель В-58-7, благодаря нему скорость с максимальной загрузкой могла достигать 40 км/ч. Шасси предназначалось для ракетного комплекса "Тополь". С 1979 года начинается серийное производство.

МАЗ-7904
МАЗ-7904

Этот гигант под названием МАЗ-7904 выделялся на фоне других своих многоосных собратьев прежде всего огромными колесами диаметром 2,8 метра(!) в количестве 12 штук. Силовая установка состояла из двух моторов. Основой служил мощнейший судовой дизель М-351 в 1500 л.с., он приводил шасси в движение, а вспомогательный 330 сильный ЯМЗ-238 обеспечивал потребности электрогенераторов и компрессоров системы подкачки шин. Полезная нагрузка этого невероятной машины достигала фантастические 220 тонн (двести двадцать!). Разработка такой машины была строго секретной и началась в 1980 году, а первый и единственный прототип был собран уже в 1983 году. Так же из-за невероятной секретности заводские испытания 7904 проходил только ночью. В результате испытаний выяснилось, что столь запредельные показатели грузоподъемности отрицательно сказываются на проходимости по мягким грунтам. Это не удивительно, ведь удельное давление на грунт было запредельным. Проект признали не жизнеспособным.

МАЗ-7907

МАЗ-7907
МАЗ-7907

Проблему с нагрузкой на опорную поверхность можно было бы решить с помощью увеличение количества колес. Так в 1983 году начинается новый проект под названием МАЗ-7907 с ошеломительной колесной формулой 24х24. Всего было изготовлено два автомобиля, первый из них уже в 1985 году. При создании решено было использовать электромеханическую трансмиссию, силовая газотурбинная установка ГТД-1000ТФМ мощностью 1200 л.с. приводила в движение генератор от которого электричество поступало на 24 электромотора мощностью 30 кВТ. Инженеры сразу предусмотрели тот факт, что огромная рама длиной 28 метров, при прохождении неровностей могла существенно изгибаться. Поэтому ее разделили на 2 части по 6 осей и соединили их между собой с помощью шарнира. В отличие от МАЗ-7904 были использованы весьма скромные колеса диаметром 1,6 метра. В 1986 году машину отправили на испытания где она прошла около 2000 км. По их результатам, главным недостатком МАЗ-7907 являлась низкая КПД трансмиссии и опять же плохая проходимость по мягким грунтам. Проект был закрыт.

Друзья, если Вам понравилось и хотите больше подобного материала на моем канале, ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! Спасибо)

Еще одна интересная статья: 5 лучших вездеходов СССР, для которых не существует вообще никаких преград