Найти тему

Ту-114. Флагман СССР 60-х. Оставшиеся экземпляры.

Оглавление

В середине 50 -х годов прошлого столетия, мировое развитие гражданской авиации совершило вход в новую эпоху, в эпоху развития реактивной тяги. Но получив задание на проектирование скоростного дальнемагистрального лайнера ОКБ Туполева в силу ряда причин (по всей видимости сроки проектирования и запуска в серию, как всегда в СССР были ограничены, а за эталон нового самолета был взят ранее запущенный в эксплуатацию стратегический бомбардировщик Ту-95), было принято решение о разработке лайнера с турбовинтовыми двигателями, с индексом 114. Это по видимому и стало причиной для не долгого доминирования в небе Ту-114.

Но в начале своей "карьеры" этот самолет шокировал всю мировую гражданскую авиацию, став самым большим и скоростным турбовинтовым самолетом в мире.

Оставшийся экземпляр Ту-114 авиационном музее Подмосковного поселка Монино
Оставшийся экземпляр Ту-114 авиационном музее Подмосковного поселка Монино

Сравнивать это самолет с Boeing 707, начавшим свою эксплуатацию, в середине 50 -х двадцатого столетия, думаю не имеет смысла. Boeing 707 использовал 4 реактивных двигателя, с максимальной компоновкой салона на 200 пассажиров и дальностью 9200 км. (в модификации 320B). Но если рассматривать эти два лайнера без учета конструктивных особенностей, а просто как пассажирские, то у Ту-114 лётные характеристики были повыше, с максимальной дальностью 9700 км., он мог брать на борт до 220 пассажиров, что делало его самым вместительным дальнемагистральным самолётом. Хотя по скорости он проигрывал В-707, турбовинтовые двигатели не возможно было раскрутить до скорости 900 км/ч. У Ту - 114 максимальная скорость составляла 750 км/ч, делая его самым быстрым в своем сегменте.

Несколько лет самолет использовался в качестве борта №1, а один из первых полетов, тогда ещё нового лайнера, совершил Н.С.Хрущев в Вашингтон (хотел показать штатам на что способно СССР в развитие гражданской авиации). Лайнер в США оценили, при встрече в аэропорту не смогли даже найти такого высокого трапа (Ту-114 был выше остальных существующих самолетов гражданской авиации), и пришлось Первому секретарю ЦК КПСС СССР спускаться по стремянке, которую приставили к верхней ступени трапа.

Лайнер был настолько интересен западным странам, что некоторое время СССР и Япония выполняли совместные рейсы из Москвы в Токио, в низу носовой части самолета был нанесен логотип Japan Airlines.

Ту-114 с логотипом Japan Airlines в аэропорту Шереметьево. Фото 60-х годов.
Ту-114 с логотипом Japan Airlines в аэропорту Шереметьево. Фото 60-х годов.

К сожалению во время эксплуатации было выявлено несколько конструктивных недостатков: требовался не стандартный трап, шум от турбовинтовых двигателей с вибрацией в салоне, мягкие топливные баки, которые при полной максимальной загрузке не обеспечивали безопасность на взлёте. Все это в совокупности и предрешило судьбу лайнера. Но главная причина по которой был выпущен всего 31 летный экземпляр Ту-114, это разработка конструкторским бюро Сергея Ильюшина, дальнемагистрального, реактивного самолета Ил-62, который впоследствии и стал флагманским бортом в СССР. Возможно А.Н.Туполеву не стоило начинать разрабатывать новый проект с использованием турбовинтовой тяги, ведь уже в то время можно было понять, что перспектив на дальнемагистральных самолетах у неё нет, но приказ есть приказ, и его необходимо было выполнить.

В настоящее время осталось несколько экземпляров этого легендарного лайнера, на один из них можно посмотреть в центральном музее ВВС в Подмосковном Монино (состояние самолета крайне удовлетворительное).

Ту - 114 в музее ВВС в Монино
Ту - 114 в музее ВВС в Монино
Ту - 114 в музее ВВС в Монино
Ту - 114 в музее ВВС в Монино

Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.

Другие публикации по теме:

Торопитесь. Музей ВВС в Монино закрывается!

Concorde! Посмотреть поближе!