Найти в Дзене
Электрика для всех

Узнайте, зачем нужен контактор и выберите себе подходящий!

Оглавление

Любой дом или квартира в наши дни имеет устройства автоматики: таймеры, датчики движения, термостаты и так далее. Эти устройства упрощают нам жизнь и, без сомнения, с каждым годом их будет всё больше.

Такой прибор, как "контактор" - мощное силовое реле, неразрывно связан с любой автоматикой и без него вы вряд ли обойдётесь. Поэтому засучим рукава и разберёмся, что это такое и "с чем его едят". Оставайтесь с нами и очень скоро вы поймёте, какая это удобная штука!

Суть контактора

Работа реле (и контактора)
Работа реле (и контактора)

Как мы сказали выше, контактор это мощное реле. В любом реле есть две главные части:

  • катушка, на которую подаётся управляющее напряжение и которая создаёт притягивающее поле;
  • группа контактов, меняющих своё положение (состояние) под действием магнитного поля катушки.
Комплект для дистанционного управления
Комплект для дистанционного управления

Как можно использовать подобное устройство? Например, если у нас есть электронный блочок дистанционного управления, как на фото выше, мы можем включать с его помощью не только лампочку или другой слабый прибор, но и очень мощные нагрузки - электрокотёл и даже весь дом (квартиру) целиком.

Для этого, нужно подать напряжение с блочка на катушку контактора. Этот слабый ток вызовет магнитное поле, которое притянет мощные контакты реле и включит наш мощный потребитель. А когда напряжение на входе пропадёт, контакты вернутся в исходное ("нормальное") состояние.

Как выбрать контактор

А теперь приготовьтесь - дальнейшее чтение сделает вас умнее большинства электриков по теме контакторов!

Для того, чтобы контактор заработал как надо, нужно два условия:

  • управляющее напряжение должно равняться напряжению катушки (обычно это 220 Вольт);
  • мощные контакты должны быть рассчитаны на ток, потребляемый приборами, которые вы собираетесь включать.
Внешний вид двух типов контакторов
Внешний вид двух типов контакторов

С катушкой всё более-менее понятно: читаем надпись на контакторе и проверяем. А вот с током нагрузки всё сложнее. Существует два типа контакторов:

  • "обычный" контактор, в основном применяемый для электродвигателей;
  • контактор "для проводок": небольшое устройство в модульном корпусе, которое ставится в щиток рядом с автоматами.
Мощность указана для категории AC-3, то есть для асинхронного двигателя
Мощность указана для категории AC-3, то есть для асинхронного двигателя

Если на первом контакторе будет написано 25 Ампер, взгляните на буквы и цифры рядом с этой цифрой - скорее всего там будет написано "AC-3". Это так называемая "категория применения" и она означает, что если мы подключим электродвигатель с током 25 Ампер, этот контактор без проблем будет его пускать и останавливать.

А вот модульные контакторы предназначены для других потребителей - намного менее агрессивных в плане пускового тока. Поэтому, перед номинальным током на их корпусе стоит маркировка "AC-1". Из этого следует вот что:

  • контактор для проводок нельзя применять для электродвигателей, либо нужно уменьшать его номинал как минимум в два раза;
  • контактор для двигателей можно использовать для проводок, причём на вдвое больший ток, чем указан на его корпусе: главное ухитриться запихнуть эту бандуру в щиток (и не пугаться громких щелчков при переключениях).

Заключение

Надеемся, теперь контакторы для вас стали немного ближе и понятнее - ведь ничего сложного в них нет! В следующей статье мы разберём пример, как подключать модуль Wi-Fi через контактор, чтобы с помощью смартфона запускать электрическое отопление в доме.

Ставьте лайк и подписывайтесь: у нас в запасе много интересного!

Авто
5,66 млн интересуются