Советский Союз еще в 1950-е годы задумался о создании пятиосных дорожных грузовиков. Правда попытки эти были настолько "жидкими", что даже не все знатоки про это вспомнят. Мы не говорим про различные внедорожные пятиосные шасси, вроде "Урагана", а лишь про дорожные модели.
Автомобиль-самосвал на базе МАЗ-210Е
Во времена СССР известно лишь об одной попытке создать пятиосный дорожный автомобиль. Она была предпринята в 1950-е годы Балаклавским рудоуправлением им. А.М. Горького. Предприятие попробовало переделать свои самосвалы ЯАЗ-210Е с колесной формулой 6х4 в пятиосные грузоподъемностью 25 тонн. Раму самосвала удлинили, поставили дополнительную двухосную тележку и кузов большего размера. Ни о каком производстве, естественно, и речи быть не могло.
ЗИЛ-133ГЯК
Следующий 5-осный грузовик появился примерно через 40 лет, уже после перестройки. Им стал внутризаводской тягач ЗИЛ-133ГЯК, который также остался практически незамеченным, так как создавался заводом исключительно для собственных нужд.
Yarovit Gloros A7803D
А вот ярко-желтый самосвал Yarovit Gloros A7803D с колесной формулой 10х8 стал настоящим прорывом на российском рынке. Впервые он был продемонстрирован на автомобильной выставке MIMS 2005 в Москве. Его кузов вмещал 25,3 кубических метра, а грузоподъемность составляла 40,7 тонны. Формально он не имел права выезжать на дороги общего пользования, ведь его полная масса равнялась 64 тоннам.
Самосвал представлял собой совместную разработку российской компании Яровит и голландской Terberg. В результате большая часть компонентов были сделаны за рубежом: двигатель Deutz, коробка передач ZF, раздаточная коробка Steyr, мосты Axletech и Sisu, гидравлика Hyva. Наши разработали лишь стеклопластиковую кабину и самосвальный кузов. Очевидно, что цена у подобного грузовика была заоблачной, а продажи - единичные.
МЗКТ-700650-013
Следующего 5-осного грузовика пришлось ждать пять лет. Им стало шасси МЗКТ-7006560-013 с корейским бетононасосом, который показали в 2010 году на минской выставке, посвященной Дню Города. Первая, вторая и последняя оси были подруливающими, а колесная формула - 10х4. На грузовике также впервые можно было увидеть стеклопластиковую кабину местной фирмы «Белкарпластик». Полная масса составила 42 тонны, а двигатель и коробку передач изготовил Mercedes-Benz.
МЗКТ-750120
Спустя два года минчане показали еще одно шасси МЗКТ-750120, созданное специально для установки 63-тонного крана "Галичанин". Технически он был намного проще МЗКТ-7006560-013: тут стояла обычная МАЗовская кабина, двигатель ЯМЗ-651 и собственная коробка передач. Из иностранных комплектующих - подъемная задняя ось BPW.
КамАЗ-7330
Наш ответ минскому пятиосному крановому шасси был продемонстрирован в 2013 году. Им стал КамАЗ-7330, который идеологически полностью совпадает с МЗКТ-750120. Даже задняя поднимающаяся ось также от BPW. Шасси оснастили рестайлинговой кабиной собственного производства и двигателем КамАЗ-740.
Тонар-652803
Одной из последних попыток вывести на рынок пятиосный грузовик стал самосвал Тонар-652803, построенный по нестандартной для нашей страны американской схеме: длинная база, стандартная задняя тележка, две поднимающиеся оси в центре.
Кабина, коробка передач и мосты - китайские, двигатель, рама и кузов - отечественные. Производитель указывает полную массу на уровне 40 тонн. Но учитывая объем кузова в 26,5 м3 можно смело утверждать, что водители будут грузить туда намного больше.