Довольно часто автомобилисты задаются вопросом о качестве топлива и масел, предлагаемых различными производителями. Где производят? Как производят? Кто производит? Что за сырье используют и у кого его закупают? За всех ответить не смогу. А вот за компанию Shell, по приглашению которой я отправился искать ответы на эти вопросы на завод смазочных материалов в Торжок, пожалуй, можно.
Впрочем, сперва немного истории и цифр. В 2012 году компания Shell стала первой из международных нефтегазовых компаний работающих в России, кто построил завод по производству смазочных материалов.
Площадь завода - 24 Га или 30 футбольных полей. На заводе работают 150 человек. Производительность одного из крупнейших заводов компании - 200 млн. литров или порядка 180 тысяч тонн смазочных материалов в год.
И вся эта мощь держится на незыблемых принципах концерна: Безопасность, Сохранение культурного наследия, Эффективная деятельность, Инновационность, Охрана окружающей среды, Гармоничное развитие человечества и Кадры.
В холле главного административного комплекса посетителей встречает Crystal Car Nissan 370Z, символизирующий прозрачность компании. Угадайте, какое масло залито в его столь же прозрачном двигателе?
Завод Shell начинается с вешалки.
Гостям производства полагается носить защитные ботинки (если это зима, то с ледоступами), очки, ярко-салатовую одежду и каски - так нас будет хорошо видно при любом освещении. К тому же охрана и рабочие завода смогут нас легко выделить из толпы и, если оно того требует, помочь или напомнить правила поведения на предприятии. Пропуск с необходимыми номерами телефонов тоже обязателен.
“Возьмитесь, пожалуйста, за перила” - говорит нам симпатичная работница завода, остановившаяся на лестничном пролете, чтобы пропустить спускающихся вниз гостей. И это при том, что все поручни и перила на заводе подписаны. Безопасность!
Далее любой посетитель завода, несмотря на частоту его визитов на предприятие, проходит инструктаж - это восьмиминутный подробный ролик и устное разъяснение правил поведения на предприятии. Для водителей, доставляющих на завод грузы, особая комната и правила. Для них же ежедневно работает служба технического осмотра и весовой контроль.
Впрочем, даже если вы усвоили все, что вам показали и рассказали о безопасности на предприятии, без обязательного теста на алкоголь на завод не попасть. Его проходят все без исключения.
Загорелась зеленая лампочка - добро пожаловать в святая святых, где вам все равно постоянно будут напоминать о безопасности, например, сводом из 12 важнейших правил на знаках вдоль выделенной пешеходной зоны. Но даже в этом случае никто не застрахован от случайностей. Для этого на заводе всегда присутствуют люди, на чьих касках нарисован красный крест - это “палочка выручалочка” любого, кто попал в беду, травмировался или почувствовал себя плохо.
Кстати, территория завода делится на две зоны: зеленую и красную. В зеленую зону входят: административные здание, мастерские и территория на улице. Красная - рабочие зоны предприятия, конвейер, химическая лаборатория - здесь, помимо формы, обязательны очки. Все нарушения фиксируются камерами и охраной. В случае опасности, на заводе предусмотрены безопасные зоны сбора, куда по сигналу должны проследовать все, кто находится внутри периметра предприятия.
Вдоль железнодорожных цистерн направляемся на терминал разгрузки сырья. В этих цистернах на завод доставляют базовые масла.
Привозят их из Финляндии, куда они попадают по морю прямиком из Катара. На заводе в Торжке цистерны разгружают четыре установки слива с подогревом, который необходим для обеспечения лучшей текучести масла. Мощность системы подогрева 730 Квт.
Базовые масла на заводе различают по характеристикам и методу изготовления. I группа - полусинтетика индустриальная. II группа - масло, обработанное по технологии для полусинтетики, которое используют в производстве масел для трансмиссий, редукторов и гидравлики.
III группа - самое прозрачное масло с текучестью воды и практически без запаха - предназначается для изготовления синтетических масел для двигателей. Если первые две группы масел выделяют из нефти, то базовое масло третьей группы получают из газа. Такое базовое масло имеет высокие рабочие характеристики, минимальную летучесть и еще много всяких плюсов, которые в дальнейшем сказываются на долговечности конечного продукта и двигателя автомобиля. Shell Helix Ultra тому пример.
Масла, какими мы их привыкли видеть, на 80% состоят из базовых масел и на 20% из присадок. Присадки на предприятие Shell в Торжке доставляют из Европы в автоцистернах. Среди поставщиков присадок такие фирмы, как BASF и Lubrizol.
Слитые с цистерн компоненты хранятся в огромных емкостях с подогревом в парке сырья, откуда по трубам поступают в цех смешения.
В цехе смешения происходит то самое “волшебство”, когда базовые масла соединяют с различными присадками, превращая в продукт, который на многие года сохраняет различные движущиеся механизмы в рабочем состоянии.
Масло здесь могут производить порционно под определенного заказчика - для этого есть блендеры на 2-, 5- и 20- тонн, установленные на точнейшие весы.
Для промышленных масштабов используют другое оборудование с производительностью 60 кубометров в час, что в пересчете на канистры - 15 000 четырехлитровок. Кстати, в процессе производства на разных его стадиях берутся порядка 6-7 проб.
Ручной труд на заводе минимизирован - “Инновационность”! Основываясь на показаниях многочисленных датчиков, электроника самостоятельно контролирует процесс смешивания. К слову, в ночную смену этот цех работает полностью в автономном режиме. Все параметры производства, а также формулы всех масел контролируются и хранятся в нескольких компьютерах, за которыми работает 3-4 человека во главе с очаровательной девушкой. Кстати, примечательно, что начальник каждого цеха считает именно свой цех главным на заводе - вот вам и “Кадры” и “Эффективная деятельность” из заповедей концерна.
Готовое масло по трубам поступает в цех розлива и упаковки. Все, что остается делать здесь рабочим - загружать тару в линию розлива и визуально контролировать процесс.
Масло в цехе льют в 20-литровые ведра, в литровые и четырехлитровые канистры, в 200-литровые бочки и в тысячилитровую тару.
Далее тару закрывают и упаковывают.
Разумеется, качество упаковки также строго контролируется.
Вот, к примеру, отбракованная канистра, этикетка на крышке которой была наклеена роботом со сдвигом всего на 1 мм.
Защитную этикетку на крышку масел Shell стали клеить с 2016 года. Сама этикетка довольно уникальна и имеет несколько степеней защиты, подтверждающих, что масло в канистре является оригинальным.
Верхний слой этикетки содержит:
- 4-х значный код, совпадающий с последними цифрами штрих-кода, который при попадании воды меняет цвет на ярко-розовый и принимает нормальный вид при высыхании.
- Цветовой элемент в нижней части стикера, меняющий цвет в зависимости от угла обзора.
- Анимированную голограмму в верхней части стикера, на которой просматриваются 4 изображения, сменяющих друг друга.
Под верхним слоем “умной” этикетки нанесен:
- 16-значный код для проверки подлинности продукции на сайте ac.shell.com
Если один из перечисленных пунктов не соблюден - у вас в руках контрафакт.
И снова контроль качества. Из партии, которая поступила на линию розлива, изымается первая и последняя канистры, которые тщательно исследуются в химической лаборатории завода.
Доставленные пробы изучают по многим параметрам от анализа состава до поведения масла в различных средах. Все характеристики масла должны соответствовать установленным производителем ГОСТам.
Раз в квартал химиков также проверяют, доставляя в лабораторию пробы с неизвестным им материалом. Их задача определить, что находится в пробирке.
Вот и мы пытались запутать лаборантов, перепутав последовательность и дозы присадок, при создании масла Shell Helix Ultra 0W40.
Но не вышло. Масло забраковали и сообщили, что оно не может носить название Shell ни при каких условиях.
Кстати, а вот так выглядит Shell Helix Ultra до смешивания всех его компонентов.
Впрочем, вернемся на линию розлива и упаковки. Разлитое в тару масло попадает в транспортно-логистический центр завода.
Палетовместимость хранилища порядка 9 500 шт. На складе хранится свыше 550 артикулов продукции или 7 млн. литров одновременно.
За две рабочих смены (16 часов) склад обрабатывает 100 000 литров готовой продукции, которая затем отправляется заказчикам и на прилавки в магазины.
Теперь вы знаете, как производят масла Shell в России и на что нужно обратить внимание, чтобы не купить подделку.