2 подписчика

ЗАЗ-965

Чуть-чуть истории

Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее. Экстерьер его выполнен в таких же «итальянских» решениях: покатые линии кузова, выпуклые крылья, молдинг на борту, круглые фары. Одной из отличительных черт «ЗАЗика» являются воздухозаборники – так называемые «жабры» или, как их еще окрестили, – «тёрки Вассермана», расположенные в задних крыльях автомобиля. Почему именно такое название? – спросите вы. Дело в том, что в процессе разработки машины одной из главных проблем был перегрев мотора. Решение нашел конструктор завода «Коммунар» (ЗАЗ) по фамилии Вассерман (хотя и не всемирно известный Анатолий). После испытаний его идея «жабр» была одобрена, а впоследствии деталь получила прозвище «тёрка Вассермана».

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.

Итак, я жду 965-й для фотосессии. Завидев его еще издалека, любуюсь чудо-машиной. И вот он подкатился ко мне и... снова удивил! А все потому, что подобно Роллс-Ройсу, двери здесь открываются в «другую» от привычной нам сторону, по направлению к задней части авто. Кстати, садиться в автомобиль с такой конструкцией дверей гораздо удобнее! По этому поводу даже существует анекдот, что тормоза Запорожцу не нужны, ведь открытые на ходу двери работают как тормозной парашют!Первое знакомство

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-2

Вадим, владелец этого ЗАЗ-965, выбрался из автомобиля и разрешил мне изучить машину поподробнее. Салон при своих скромных размерах оказался достаточно удобен. Так как автомобиль позиционировался как семейный, то на задних сиденьях взрослому человеку будет не особо комфортно, но для детей – в самый раз! Далее взгляд падает на приборную панель, где можно заметить минимально необходимый набор: спидометр и два датчика – указатель уровня топлива и температуры масла. Так как система охлаждения двигателя Запорожца – воздушная, то очень важно следить за температурой масла, ведь при ее повышении заметно падает мощность автомобиля и сильно сокращается ресурс.

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-3
Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-4
Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-5
Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-6

Особенно стоит отметить переключатели поворотников. Здесь они не привычные подрулевые, а в виде расположенных в центре торпеды тумблеров. Так что при перестроении необходимо отрывать руку от руля, включать тумблер, а после завершения маневра – выключать: автоматической системы отключения здесь, разумеется, нет.

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-7

Так как о кондиционере в советском автомобиле в те годы не могло идти и речи, для комфортной поездки в жаркие летние дни Вадим установил в салон мини-вентилятор. Отдельно стоит упомянуть «печку». Она имеет автономную конструкцию и работает на бензине, тем самым отлично прогревает салон и не позволяет замерзнуть водителю даже в мороз. А вот что вы не сможете обнаружить в интерьере, так это штатную аудиосистему, так как Запорожец с завода ей не оснащался. Но нам попался экземпляр, в который владелец сам установил современную магнитолу. Работает отлично!

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-8

Багажник у Запорожца маленький, и в нем располагается топливный бак и запасное колесо. Только представьте себе, как это выглядит со стороны! Вы приезжаете на заправку, открываете багажник (а он здесь находится спереди, так как двигатель – сзади), откручиваете пробку бензобака и вставляете топливозаправочный пистолет. Необычное зрелище в современном мире, не правда ли?

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-9

Колеса у Запорожца узкие и всего 13 дюймов в диаметре. По кругу установлены барабанные тормоза, которые при таком незначительном весе автомобиля (снаряженная масса составляет 665 кг) полностью справляются с поставленной задачей без вакуумного усилителя, и торможение происходит уверенно. Передняя подвеска у 965-го жесткая, выполнена по типу Volkswagen Käfer с двумя поперечными торсионами, а задняя – как на грузовой Татре: рычаги стоят под углом, и в крутых поворотах он так и хочет кувыркнуться. Поэтому больше половины продаваемых ЗАЗ-965 являются «перевертышами»... По причине незагруженного «передка» руль здесь легкий, и из полосы в полосу автомобильчик перепрыгивает очень здорово. Хотя перестроиться или обогнать кого-то иногда бывает очень проблематично. И дело тут даже не в мощности и не в крутящем моменте, а в ротозеях с гаджетами! Если пару лет назад народ больше сигналил, махал и показывал «класс», то сейчас все снимают Запорожец и зачастую мешают совершить маневр! Зато с парковкой проблем нет – всегда найдется «дырка», в которую можно залезть.«Горбатая техника»

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-10
Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-11
Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-12
Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-13

Что касается мотора, в модели ЗАЗ-965А установлен V-образный 4-цилиндровый двигатель объемом 887 кубических сантиметров, развивающий мощность в 27 лошадиных сил. Немного по современным меркам, но при весе авто в 665 килограммов агрегат вполне справляется. Вадим заливает 92-й бензин, расход – меньше 10 литров на 100 километров. Говорит, что точно не засекал: когда едешь на таком Запорожце, о расходе топлива не думаешь!

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-14

Отдельно стоит отметить проходимость автомобиля – она на высоте! Из-за того, что двигатель вместе с трансмиссией установлен сзади и привод, соответственно, тоже задний, 965-й спокойно преодолевает сложные дорожные условия. Вадим четыре раза ездил на нем в Нижний Новгород, два раза в Санкт-Петербург, и еще немного «по мелочи» – в Калугу, Тулу, Рязань, Владимир. Скорость Запорожца на трассе – 75-90 км/ч. Кстати, большинство этих путешествий были совершены зимой!

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-15

Вадим рассказал, что его увлечение Запорожцами началось еще в детстве, когда они стояли практически в каждом дворе. Машины нередко были заброшены и разукомплектованы, зато в них можно было играть! Первым «дворовым» автомобилем Вадима стал разобранный «горбатый», в котором даже не было сидений. «Один из самых запомнившихся мне Запорожцев долго валялся во дворе у бабушки, у которой я проводил каждое лето. Этот несчастный «ушастик» не раз подвергался нападениям вандалов, мне всегда было жалко машину, а когда ее увозили на свалку, я пообещал себе, что буду ездить на таком автомобиле, когда вырасту! Потом, когда отец научил меня самостоятельно управлять автомобилем, мы с друзьями покупали за недорого, а то и принимали в дар эти никому не нужные машины. Учились их ремонтировать, катались по дворам. Потом это переросло в более серьезное увлечение. Запорожцев у меня было очень много. Моим первым «официальным» автомобилем, когда у меня уже было водительское удостоверение, стал «горбатый», который, к сожалению, стараниями посторонних лиц не уцелел до сегодняшнего дня. С тех пор желание приобрести «горбатого» меня не оставляло», – рассказал Вадим.История покупки и эксплуатации маленькой мечты

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-16

После поездки на празднование 50-летия первого в мире Запорожца в город Запорожье в 2010 году он окончательно решил, что у него должен быть такой автомобиль! Поиски оказались несложными, помогли друзья, коллеги и интернет. В итоге он приобрел ЗАЗ-965А у товарища, а незадолго до этого купил такой же автомобиль на запчасти. Состояние у машины было достаточно хорошим, но делать пришлось все, от и до. На восстановление ушел ровно год. «Купил я его в свой день рождения, и ровно через год на день рождения я выехал из гаража. Не могу назвать то, что я сделал, реставрацией. Это был, скорее, капитальный ремонт кузова с полным разбором, сварочными, рихтовочными и покрасочными работами. Мотор удалось найти новый, родной, V-образный, бензиновый, объемом 887 куб.см. и мощностью 27 л.с. и воздушным охлаждением. Коробка передач осталась родная – 4-ступенчатая механика. Особых сложностей с запчастями на Запорожец нет. Тяжелее всего было найти родные бамперы и некоторые элементы передней подвески. Касаемо внедрения запчастей от других авто, практически ничего сказать не могу, на моем экземпляре только амортизаторы от Оки и поворотные кулаки с шаровыми от следующей модели того же Запорожца».

NextPrevious3 / 31 / 32 / 33 / 31 / 32 / 33 / 3

С амортизаторами просто был эксперимент, который оказался удачным. А вообще, запчасти на Запорожец обычно ищут по гаражам у дедушек и на рынках. Частота технического обслуживания ЗАЗ-965А, как и любого старого автомобиля, зависит от его эксплуатации. Если это автомобиль выходного дня, то ТО делается два раза в год: в начале сезона (весной) и в конце (осенью). Вадим не удержался и несколько лет ездил на нем круглый год. Но... после езды зимой пришлось повторить восстановительные работы! Заново подваривать днище и арки, перекрашивать кузов. Все-таки машине уже даже не 10 лет, и усталость металла дает о себе знать. Так что сейчас Запорожец в основном стоит в гараже. Хотя работа над ним всегда найдется, вне зависимости от того, стоит он или ездит. То пружина лопнет у сиденья, то цилиндр тормозной потечет... Сейчас, например, надо заменить диафрагму у бензонасоса, и не помешает заняться двигателем в целом, все-таки проехал он уже очень много. Пробег Запорожца на сегодняшний день составляет около 150 000 км, из которых сам Вадим наездил 93 000!

Чуть-чуть истории
Прототипом первого Запорожца был Fiat 600, но ЗАЗ-965 немного крупнее.-17

«Горбатый» постоянно притягивает взгляды людей. Пока мы фотографировали машину для статьи, подошли поболтать три человека! И это мы еще были не в многолюдном месте. Что и говорить, это уникальный в своем роде автомобиль!