Найти в Дзене
Mojjet

Правитель-самодур: не Павел I

Оглавление

Обычно считают, что самым большим самодуром, сидевшем на русском престоле, был Павел I. Мол, он всё хотел зарегламентировать, всю жизнь своих подданных расписать, измерить, поставить под контроль. 

Павел I
Павел I

Это даже нашло отражение в литературе - вспомним неподражаемого «Поручика Киже» Юрия Тынянова, где благодаря страсти сего императора к букве закона буквально «ожила» опечатка из приказа. 

Но если уж на то пошло, первый русский император был не меньшим самодуром, достаточно ознакомиться с указами его поры, чтобы убедиться: Пётр I мечтал управлять всем устройством жизни России. Он не только вникал во всяческие мелочи любого дела, но и мечтал, чтобы россияне жили точно так, как он распланировал в своей голове. Они, конечно, сопротивлялись, но он не унывал и навязывал им всё новые и новые затеи для лучшей и правильной (по его мнению) жизни. 

Пётр I
Пётр I

Не то чтобы он кругом был неправ, но всё же - так ли, например, принципиально было, чтобы мужчины перестали по старой традиции носить бороды? И стоило ли заставлять людей отказываться от привычной одежды?

А Пётр предлагал ещё много чего. Вот несколько примеров.

Указ 1741 от 04.01.1700 «О ношении платья на манер Венгерскаго»

Бояром и Окольничим и Думным и Ближним людем и Стольником и Стряпчим и Дворяном Московским и Дьяком и Жильцом и всех чинов служилым и приказным и торговым людем, и людем Боярским, на Москве и в городех, носить платья, Венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобием; и то платье кто успеет сделать, носить с Богоявлениева дни нынешняго 1700 года; а кто к тому дни сделать не успеет, и тем делать и носить, кончае с нынешния сырныя недели. 

Тема одежды очень беспокоила Петра, год спустя он поправился: носить надо не венгерское, а немецкое платье (с пояснением: «Саксонския и Французския»), заодно добавив, что и ездить надо на немецких сёдлах. А в 1707 году решил, что на правильную одежду надо ставить специальное клеймо, «для того что платье и шапки многие делают не против Немецкаго образца».

Указ 1758 от 14.02.1700 «О неношении остроконечных ножей, и о непродаже оных в рядах»

На Москве и в городех, всяких чинов людем ножей остроконечных никому с собою, в день и в ночь и ни в какое время, не носить, для того, что многие люди в дорогах на съездех и на сходех, и в домех, в ссорах и в драках и во пьянстве меж собою такими ножами друг друга режут до смерти,  а воры и нарочно с такими ножами ходят по ночам, для своего воровства, и людей режут и грабят. И с сего Великаго Государя указу, в ножевом ряду таких остроконечных ножей не делать и не держать и никому не продавать; а которые ножи ныне у них в рядех есть, и те ножи, им переделать и сделать тупоконечными.

Заботливость по части ножей прелестна и смутно напоминает то место из «Путешествий Гулливера», где говорится о спорах лилипутов, с какого конца разбивать яйцо: тупого или острого. Конечно, остроконечным ножом проще кого-нибудь зарезать, но если очень хочется, то и тупоконечный вполне подойдет.

Указ 1883 от 23.12.1701 «О приучении дровосеков к распиловке дров»

На Москве для каменнаго строенья и для кирпичнаго сжения за умалением дров в Московском уезде и в городах и в уездах, из которых к Москве дрова водою гоняют и на возах возят, и в которые города посланы из Розряду образцовыя ручныя пилы, для распилки тех дров, впредь дрова готовить на продажу и на подряд и про себя торговым и всяких чинов промышленным и работным людям девять сажень топоровой рубки, а десятую сажень пилованую; а в которых местах дровами скудно и в сажени дров не ставят: и тем людям дрова готовить на продажу и про себя по девяти плах рубленых топорами, а десятую плаху пилованную ж; чтоб всяких чинов работные люди в таких дровяных пилах изготовились и пилованью дров изучились. 

Понятно, почему портные не хотели шить одежду по новой моде, но вот зачем было заставлять дровосеков пользоваться пилами? Ведь это же проще, чем орудовать топором. Или у них было другое мнение?

Указ 1964 от 28.01.1704 «О погребении умерших в третий день, и о подтверждении повивальным бабкам, под смертною казнью, чтоб они младенцов, рожденных уродами, не убивали»

Умерших всяких чинов людей мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у Святых церквей: и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению. Также во всех приходах, сказать Его Великаго Государя указ, под смертною казнию, чтоб повивальныя бабки, раждаемых младенцов, которые родятся особым некаким видом, или несущественным образом, или каким чудом, не убивали и не таили, а объявляли про них, тех приходов священникам; а священники ж про то объявляли в Монастырском приказе Боярину Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину с товарищи.

Хоронить тоже, получается, надо не по традиции, а как царь укажет. Три дня, видимо, назначены для того, чтобы случайно не закопали в могилу не совсем мёртвого человека - с тогдашним уровнем медицины такое случалось. А вот ремарка про уродцев вызвана не столько человеколюбием, сколько любопытством - Пётр был большой охотник до диковин, и в кунсткамере у себя собрал немало всякого разного, в том числе и заспиртованные ошибки природы.

Указ 2873 от 28.12.1714 «Архангельскому Вице-Губернатору о делании морским промышленникам, вместо ладей и кочей, гальотов и других новоманерных судов»

Объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов своих на лодьях и на кочах, дабы они, вместо тех судов, делали морския суда, галиоты, гукоры, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того дается им сроку на старых ходить только два года, а по нужде три года; а по прошествии того сроку, чтоб конечно старые все перевесть: и для того ныне вновь кочей и лодей делать не вели, под штрафом.

Вот так император решил за архангельских мореходов, на чём им ходить в море, хорошо хоть, отсрочку дал. Пётр, конечно, был большой любитель судостроения. Через несколько лет он, например, повелел делать сплавные речные суда, так называемые коломенки, по образцу, который он лично изготовил, а несогласным пригрозил «наказанием и ссылкою вечною на галеры».

Коломенка
Коломенка

Указ 3169 от 17.02.1718 «О хождении разночинцам посадским и поселянам в воскресные дни и господские праздники в церковь»

Великому Государю ведомо учинилось, что многие разночинцы и посадские и поселяне обыкли жить праздны, и не токмо что по воскресным дням, но и в великие Господские праздники николи в церковь к службе Божией не ходят и не исповедываются: для того указал, дабы все вышеписанные люди в Господские праздники и в воскресные дни ходили в церковь Божию к вечерни, к завтрени, а паче же ко святой литургии и по вся б годы исповедывались; и то надзирать в приходах самим Священникам и прикащикам и старостам, где случатся. И кто будет исповедываться и неисповедываться, тому всему иметь книги погодно, и присылать их по Епархиям в Духовные приказы; и кто по тем книгам явится без исповеди, и с таких править тех приходов Священникам штрафы. Также в городах и в селах и в деревнях, как в лавках, так и на площадях никаким товаром в помянутые дни не торговать, и того всего командующим смотреть накрепко, под опасением взятья немалаго штрафа. В Москве из слобод, и в городах из сел и волостей, и везде в Бурмистры и во всякия службы выбирать таких, которые по вся годы исповедываются, со свидетельством отцев их духовных и приходских людей, что они по вся годы исповедываются; а которые не исповедываются, и таких отнюдь ни в какия службы не выбирать. 

Запрет на торговлю некоторыми товарами по праздникам и сейчас не в новинку, а вот штрафы за то, что человек не исповедывался в церкви и отказ от приёма на госслужбе по этой причине - пока ещё звучит довольно неожиданно. Отдельного восторга заслуживает роль духовных лиц - они должны были доносить на своих прихожан, что те не слишком исправно ходят в церковь!

Указ 3246 от 26.11.1718 «О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут»

Ассамблеи слово Французское, котораго на Русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное; в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела; ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава. А каким образом оныя ассамблеи отправлять: то определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай войдет.
1. В котором дому имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда всякому вольно придтить, как мужескому полу, так и женскому. 
2. Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается. 
3. Хозяин неповинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать, и не точию вышеписанное не повинен чинить, но хотя и дома не случится онаго, нет ничего; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье употребляемое, в жажду, кто попросит, игры на столах, употребляемыя. 
4. Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позжее положеннаго времени; также тут быть сколько, кто похочет, и отъехать волен, когда хочет. 
5. Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть, и в том никто другому прешкодить или унимать, также церемонии делать вставаньем, провожаньем и прочим отнюдь да не дерзает, под штрафом великаго орла, но только при приезде и отъезде поклоном почтить должно. 
6. Определяется, каким чинам на оныя асамблеи ходить, а именно: с вышних чинов до Обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также и знатным приказным, то же разумеется и о женском поле, их жен и детей. 
7. Лакеям или служителям в те апартаменты не входить, но быть в сенях или где хозяин определит. 

Царя заботила не только духовная, но и социальная жизнь подданных, как видим. Ему было не всё равно, как они развлекаются у себя дома, иначе бы не появились эти правила ассамблей.

Петровская ассамблея
Петровская ассамблея

Но самое, конечно, чудесное его вторжение в их внутренние дела, которое актуально и до сих пор - установление нового года по европейском образцу. Читайте и строго следуйте воле государя.

-5

Указ 1736 от 20.12.1699 «О праздновании Новаго года»:

Известно Ему Великому Государю нетолько что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною Православною нашей Церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великаго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова, а не от создания мира, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетий век: и для того добраго и полезнаго дела, указал Великий Государь впредь лета счислять с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить. Да Генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненныя потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям палатнаго, воинскаго и купецкаго чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или инаго мелкаго ружья учинить трожды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, Генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках поставить по одной или по 2 или по 3 смоляныя и худыя бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать; а перед Бурмистрскою Ратушею стрельбе и таким огням и украшению по их разсмотрению быть же. 

Если хочется ещё: