Найти в Дзене
Mojjet

Указы Петра Первого: от тюрьмы да от сумы...

Оглавление
«Утро стрелецкой казни» (Василий Суриков)
«Утро стрелецкой казни» (Василий Суриков)

Один из способов понять эпоху, погрузиться в неё - это узнать, какие тогда бытовали преступления, как к ним относились, как за них наказывали. Любопытно под этим углом взглянуть на правление Петра Первого, начиная со времён его двоевластия со старшим братом Иваном - и до самого императорского конца, который он пытался отсрочить, в том числе, законодательно - помилованиями преступников.

Указ 1335 от 19.02.1689 «О неокапывании в землю жен за убийство мужей их, а об отсечении им голов»

Женку Палашку и девку Федоску за умышленное смертное убивство мужа ея Палашкина, Тишки, казнить смертью, отсечь им головы, а в землю их Палашку и Федоску и впредь иных таких жен за мужнее убивство в землю не окапывать, а казнить их смертью, сечь головы. 

Сия рокировка выглядит мрачновато (да не закопают тебя, а просто голову отрубят), но надо сказать, что обновление наказаний сопровождало всё правление Петра. Так, в одном позднем его указе говорится, что хватит уже фальшивомонетчикам заливать горло расплавленным металлом: «и буде такие заливающие горло скоро не умрут, то отсечь для скорой смерти, голову». Здесь, при желании, можно усмотреть не только прагматизм, но даже и, в некотором роде, гуманизм.

Указ 1374 от 14.05.1690 «О безчестье и о мере взыскания с виновных за причинения онаго»

1. Которые всяких чинов люди, кого обезчестят какими непристойными словами, и о таких безчестиях сыскивать также и суды давать. Также, кто кому в каких нибудь письмах за своею рукою, или в письме своей руки напишет безчестье, убойцом или вором или каким нибудь безчестным словом обезчестит на письме: и в таких безчестьях по суду и по сыску указ чинить. 
...6. А буде кто в каком нибудь письме или в советной грамотке, хотя кого обезчестить, напишет кому какия безчестныя слова нарочно, а не безхитростною пропискою, и в таких безчестьях суды давать и безчестья указывать по Уложенью, чтоб никто никого напрасно не безчестил.

Достохвальная защита чести и достоинства. Получается, достаточно человека в частном письме назвать вором - и за это уже могут наказать. Неясно, правда, как отличить нарочное оскорбление от «безхитростной прописки» («К слову говоря, как поживает твой ворюга муж» - так, что ли?), но задумка весьма прогрессивная, для времени, когда ещё раздумывали, стоит ли за некоторые преступления закапывать в землю, заливать в горло металл, или достаточно просто голову отсечь.

Указ 1404 от 03.05.1691 «О клеймении преступников, которые, вместо смертной казни, будут подвергнуты другому наказанию и ссылке, и о сделании клейма для сего с буквою В»

Которые люди довелись смертныя казни, а той казни им не учинено: и тех воров указали Они, Великие Государи, вместо смертныя казни пятнать и ссылать, а ушей не резать, и пальцов им не сечь; и учинить в Сыскном приказе пятно, выковать железное азбучное слово В; для того, будет впредь из тех воров кто из ссылки сбежит и объявится на Москве, было б по чему познать. 

И то верно, к чему резать уши и пальцы, если можно просто поставить клеймо, и всякий будет видеть, с кем он имеет дело. В том же году вышел ещё один указ про воров, из которого следует, что если они сознаются в трех татьбах (но не в убийствах), то их надо не казнить, а бить кнутом, клеймить и ссылать в Сибирь. Годы спустя в очередном указе на эту тему сказано, что и за десять разбоев надо не казнить, а ссылать в Азов на каторгу, но если разбойник убил хотя бы одного человека, тогда уж казни ему не миновать.

Указ 1424 от 30.11.1691 «О забирании нищих, притворяющихся увечными, о пересылке оных в прежния жительства, и о наказании их, когда поиманы будут в нищенстве во второй раз»

Известно Им Великим Государем, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, також и ноги, а иные глаза завеся и зажмура, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы, и тех людей имать и роспрашивать, и буде которые скажутся из городов с посадов посадские люди, и тех по роспросным речам ссылать в те ж городы в посад, из коих они пришли, а буде те люди с сего указу впредь объявятся на Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то притворное лукавство учинить жестокое наказанье, бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние Сибирские городы. 

Замечательно долговечна профессия нищего, и ничего-то в ней с XVII века не поменялось: те же мнимые увечия, чтобы разжалобить чувствительные сердца. С другой стороны, это жульничество выглядит довольно безобидным, даже, в каком-то смысле, душеполезным: какая разница, настоящий ли калека, главное, чтобы жалость искренней была. И зачем за это бить кнутом и ссылать?

Указ 1693 от 24.07.1699 «О поимке и наказании кнутом тех, кои на пожаре входят в домы для воровства и грабежа, о приводе зажигателей в Стрелецкой приказ и об учинении им смертной казни»

Буде впредь на Москве учинится пожар, и на тот пожар бегать солдатом и посадским людем, кому куда указано. А буде на тот пожар придут всяких нижних чинов и Боярские и гулящие люди без топоров, и без ведер, и без кошелей, и без лопат, и прибежав, того пожару станут смотреть, а не отымать, и их от того пожару отсылать прочь, чтоб отымать не мешали; а буде они прибежав на тот пожар, учнут всходить на дворы и в хоромы и в палаты и по избам и в погребы для своего воровства и грабежа, и тех людей имати и приводить в Стрелецкой приказ и чинить им жестокое наказание, бить кнутом, водя по пожару безо всякия пощады, и ссылать их в ссылку на вечное житье с женами и с детьми. А в слободех воров зажигальщиков велеть смотреть накрепко, и буде кого усмотрят с таким воровством, велеть имать и приводить в Стрелецкой приказ, и по розыску тем зажигальщиком за их воровство быть в смертной казни.

Для деревянного города, в котором постоянно что-то горело, весьма актуальный указ. Живо видятся эти толпы зевак, которые глазеют на пламя («хорошо горит!»), а сами и не думают помогать его тушить. Это ещё можно назвать обычной человеческой слабостью, а вот пользоваться чужим горем ради наживы, воровать из горящего дома - по-настоящему низко. Не говоря уже о намеренном поджоге.

Московский пожар 1812 года
Московский пожар 1812 года

Указ 1756 от 14.02.1700 «О наказании незнающих Медицинских наук, и по невежеству в употреблении медикаментов, причиняющих смерть больным»

Алешка Каменской, за воровство, что он Боярину Петру Петровичу Салтыкову принес лекарства, арьяну от болезни и розняв в коноплянныя зерна на двенадцать доль, дал выпить от сна, черезмерно, и от того он Боярин Петр Петрович умре скоропостижною смертью, сослать в ссылку в Азов с женою на каторгу. 

Если бы не смерть боярина, то история была даже комичной: какой-то неуч подсунул пациенту не пойми что - и весьма за это поплатился. Не очень, кстати, понятно, чем именно он пытался лечить Салтыкова: арьян, согласно словарю Даля, это айран, молочный квас, но Каменский явно давал ему нечто иное.

Указ 1890 от 14.01.1702 «О нечинении иноземцам никаких между собою ссор и поединков, под смертною казнию»

Приезжим разных Государств служилым иноземцам, как вышних так и нижних чинов, и которые ныне в приезде на Москве и живут в Новонемецкой и в иных слободах, на постоялых и на наемных дворах, и которые такие ж иноземцы впредь в приезде на Москве будут, учинить заказ под смертным страхом, чтоб они между собою задоров никаких и ссор не чинили, и ни за какия ссоры и недружбы на поединки с саблями и шпагами и с иным никаким воинским оружием друг друга не вызывали и не ходили, для того, что чинятся в том напрасныя смертныя многия убивства; и не токмо ходить на поединки друг против друга, но и шпаг не вынимали б и устрастия и похвальбы между собою тем не чинили. А если кто впредь учнет какия поединки заводить, или на те поединки кого вызывать, и ходить собою для какого нибудь задора, и в таком поведении кому хотя малые раны учинятся: и тем людям, кто такие поединки учнет заводить или на поединок вызвав кого чем поранит, учинена будет смертная казнь без всякой милости. А которые люди хотя с кем и не быв на таких поединках, по какой ни есть ссоре выняв на кого ружье свое, шпагу, или саблю, или иное оружие, и тем оружием учнет замахиваться: и за то по розыску отсечена будет у того рука, безо всякия пощады. 

Речь, разумеется, не о просто пьяных стычках, а о дуэлях, которые тогда среди русских были не в ходу, а вот среди пришлых европейцев - в большой моде. Потому и указ распространяется исключительно на них. Тяжесть наказания при этом кажется абсурдной: казнить того, кто и так готов был погибнуть, немного странно, примерно как вешать неудачливых самоубийц. Да и руку рубить всем, кто замахнулся саблей - этак никаких конечностей не напасёшься.

Старинная итальянская дуэль
Старинная итальянская дуэль

Указ 2019 от 19.01.1705 «О наказании солдат за побег, из трех человек, по жеребью, одного смертию, а двух кнутом и ссылкою вечно на каторгу»

Беглым солдатам, которые пойманы на Москве и в городах и впредь пойманы будут: за их вины, за побег с службы и из полков, из трех человек, с жеребья, одного человека казнить смертию, повесить при тех полках, из которых они бежали, а при той казни быть тех полков солдатам, с ружьем и знамены и с барабаны; а дву человек бив кнутом, сослать в ссылку вечно на каторгу, чтоб впредь иным неповадно было с службы бегать.

Вот такая русская рулетка. Судя по другому указу, сбегали не только солдаты, но и матросы, причем некоторые, стремясь стать негодными к службе, «у рук и у ног секут пальцы». Таких предлагается, вырезав ноздри, ссылать на каторгу - будто им и без того было мало увечий. Ещё в одном указе уточняется, что кнутом надо бить только сосланных навечно, тех же, кто однажды может выйти на свободу, следует наказывать полегче, шпицрутенами. Ведь после умелой обработки кнутом - «за таким пороком, что были в катских руках, невозможно их в прежнюю употреблять службу». Весьма по-деловому.

Указ 2871 от 24.12.1714 «О возпрещении взяток и посулов и о наказании за оное»

Понеже многия лихоимства умножились, между которыми и подряды вымышлены и прочия тому подобныя дела, которыя уже наружу вышли, о чем многие, яко бы оправдая себя, говорят, что сие незаказано было, не разсуждая того, что все то, что вред и убыток Государству приключить может, суть преступления. И дабы впредь плутам невозможно было никакой отговорки сыскать: того ради запрещается всем чинам, которые у дел приставлены великих и малых, духовных, военных, гражданских, политических, купецких, художественных и прочих, какое звание оные не имеют, дабы не дерзали никаких посулов казенных и с народа сбираемых денег брать, торгом, подрядом и прочими вымыслы, какого б звания б оные и манера ни были, ни своим, ни посторонним лицем, кроме жалованья. А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован, и из числа добрых людей извержен, или и смертию казнен будет.

Наконец-то - главный из всех законов. Удивительно, что до Петра никому не приходило в голову запрещать взятки, да и он сам додумался далеко не сразу; видимо, это было настолько естественным, что казалось почти законным. А как очаровательна отговорка: «сие незаказано было»! Но ведь и прыгать в пропасть никто не запрещает, однако желающих прыгнуть почти не находится.

Указ 3212 от 20.06.1718 «О забирании под караул праздношатающихся людей»

Всех гуляющих и слоняющихся людей, особливо которые под видом, аки бы чем торговали, и которые будут по улицам пьяные кричать и песни петь и ночью ходить и не в указные часы шататься: таких хватать, понеже в том числе бывает много беглых солдат и матрозов и прочих воров, которые себе квартир не имеют, от которых бывают воровство и смертное убивство, а больше живут на кабаках и в торговых банях, на рынках, и в харчевнях, и в вольных домах и в новой крепости, и в прочих местах, которые в присутствии при Санктпетербурге.

Не очень-то симпатичная картина ночного Петербурга вырисовывается: какие-то сомнительные личности, то ли торговцы, то ли разбойники, то ли солдаты и матросы ходят по улицам, кричат и распевают песни, а при случае и пристукнуть могут - странно, что нужно выпускать отдельный указ, чтобы пресечь такое безобразие. И снова эти беглые солдаты - сколько ж их было?

Указ 3628 от 16.08.1720 «О женах каторжных невольников»

К каторжным невольникам, которые посланы на урочные годы, женам их и детям ходить невозбранно; а которые сосланы в вечную каторжную работу, тех женам, которыя похотят идти за муж, или постричься, или в своих приданых деревнях жить, и в том дать им свободу, понеже мужья отлучены вечно, подобно якобы умре.

Трогательная забота о жёнах каторжан - и сидящего мужа навестить можно, и - если он пожизненный срок получил - вообще про него забыть не возбраняется. Хоть в монастырь уходи, хоть замуж по-новой: мужа-сидельца всё равно что нет. Умер для жизни.

Указ 3929 от 04.04.1722 «О взыскании за отпуск из под караула колодников, под видом утечки, с подьячих, которые чинят такого рода подлоги»

Ведимо Нам учинилось, что многих колодников, не только в истцовых исках, но и в великих воровствах и разбоях, из тюрем отпускают подьячие изо взятков, а репортуют об них Судьям, будто они ушли, и взыскивают только на караульщиках и на тюремных сторожах. Того для, ежели впредь явятся в побеге какие колодники, и таких взыскивать на подьячих, у которых были тех ушедших дела, и оными розыскивать и пытать вместе с караульщиками при истцах тех дел, дабы поманки не было. А буде Судьи в том подьячим поманку учинят: то сами подлежат, яко разбойники, казни смертной.

И снова взятки, да где - в тюрьмах. Удивительная наглость и бесстрашие: отпускать закоренелых разбойников, оправдываясь тем, что они просто ушли. Как будто не в тюрьме были, а в театре, или отдыхали на курорте и им что-то не понравилось. Тут какие законы ни сочиняй, всё мало будет.

Указ 3984 от 28.04.1722 «Об оскорбителях чести Государя Императора и нарушителях общаго спокойствия и о взыскании с тех, которые по доносам о сих злодеях не производят следствий»

Во всех Губерниях и Провинциях публиковать всенародно того ради, что в нынешнем году некоторой человек пришед в город Пензу, и кричал всенародно многия злыя слова, касающияся до превысокой чести Его Императорскаго Пресветлаго Величества, и весьма вредительныя Государству, на которой его крик сошлось людей не малое число; однако же они того не учинили, чтоб как наискорее онаго злодея поймать, и привести куда надлежит, токмо один из них Пензенец посадской человек Федор Каменщик, показуя верность свою к Его Императорскому Величеству, известил о том злодее в самой скорости на Пензе в Канцелярии, по которому его навету оной злодей взят, и прислан в Тайную Канцелярию, и идет о том следствование, а означенному доносителю, за правое его доношение, дано жалованья денег 500 рублей, к тому же товарами, какие он у себя имеет, торговать ему безпошлинно по его смерть, такожде в городах командирам онаго Каменщика от всяких обид охранять. Буде впредь где такие же злодеи явится, и их в самой скорости имая, приводить в города к правителям, а правителям приняв их и заковав в ручныя и ножныя железа, не распрашивая, присылать в Тайную Канцелярию. И ежели кто означенных поимает, или об них донесет, а по тому доношению явится самая истина, как в том доношении будет показано: и тем людям дано будет милостивое награждение. А буде кто, видя означенных злодеев, явно что злое в народ разсевающих, или ведая, что таковое зло тайно они производят, а их не поимает, или о том не известит, и в том от кого изобличен будет: и за то учинена будет таковым смертная казнь без всякаго пощадения, а движимое и недвижимое имение все взято будет на Его Императорское Величество.

Исключительно жизненная история: какой-то человек прилюдно ругает правителя, и все его негласно поддерживают; только один нашелся доносчик - за что и был примерно награжден, чтобы хоть как-то стимулировать в подданных государственнические чувства. Надо иметь в виду, что оскорбление царя тогда каралось максимально жестоко, и всё равно, оказывается, находились желающие покритиковать.

Указ 4007 от 11.05.1722 «О продаже соли каждому, по его требованию, о наблюдении Камер-Коллегии, Губернаторам и Воеводам, чтоб целовальники при продаже соли не брали взяток, и о наказании приличившихся в том смертию, с отписанием в казну имущества»

Ведомо Нам учинилось, что не токмо в городах, в селах и деревнях, но и в Москве при продаже соли целовальники воруют, таким образом: ежели кому случится купить пуд или больше, и с таковых, имая некоторыя взятки, продают, а которые подлые люди имеют только купить по малому числу, а именно, до 10 копеек, а больше того, чтоб какую целовальникам дачу дать, денег не имеют, и таковых оные целовальники воровством своим отсылая друг к другу, продажи не чинят, чего для оные возвращаются в домы без купли соли тщи, от чего многие бедные в неизцельныя болезни впадают, а с жалобами на таких воров придтить не смеют, а Камер-Коллегия, также и Обер-Фискал и Фискалы за оными ворами того не смотрят, и в принадлежащих местах о том не доносят. Того ради повелеваем в Москве и во всех Губерниях и Провинциях и в городах ту соль продавать всем, кто б какого звания ни был, по их требованиям, что кто купить может, и чтоб такого впредь воровства от приставленных к той соли не было, за оными смотреть некрепко, как Камер-Коллегии, так Генерал-Губернаторам и Губернаторам и Вице-Губернаторам и Воеводам и прочим управителям, и по должности своей Обер-Фискалу и Фискалам. И ежели по чьему доношению таковые воры впредь явятся: и таковых, не мешкая ни малаго времени, казнить смертию, повесить, дабы впредь могло оное воровство искорениться, а движимое и недвижимое их имение имать на Нас, из котораго доносителю давать половину. А ежели кто таковым будет манить: и таковым чинить то ж, что было и тем ворам следовало.

Видимо, указ о запрете взяток (с наказанием вплоть до смертной казни) не очень страшил продавцов соли, раз для них пришлось объяснять отдельно. Сейчас покажется удивительным, что люди воровали на такой ерунде, как соль, но тогда этот продукт был достаточно ценным. Не стоит забывать, что при Алексей Михайловиче, отце Петра, в 1648 году случился так называемый соляной бунт, вызванный подорожанием этой самой соли. Так что внимание Петра к солёной теме вполне объяснимо.

Соляной бунт в Москве
Соляной бунт в Москве

Указ 4417 от 15.01.1724 «О вынимании у каторжных колодников ноздрей до кости»

Во всех местах, из которых в каторжную вечную работу присылаются, вынимать ноздри до кости, дабы когда случится таким сбежать, чтоб везде утаиться было не можно, и для лучшей поимки были знатны; также которые ныне есть при каторжных дворах, такие ж невольники, учинить тож. 

Пётр порой был практичным до ужаса. И то, что может показаться чистым гуманизмом (вроде смягчения наказаний), было для него больше прагматичным решением: к чему излишняя жестокость, если человеческий ресурс можно использовать с большей выгодой? Указ про ноздри как раз показывает, что никакой добротой тут не пахнет: если для пользы государства выгодней человека как следует изуродовать, какие тут могут быть сомнения? - уродуйте как следует.

Указ 4638 от 26.01.1725 «О облегчении преступникам наказаний, кроме тех, которые оказались виновными по первым двум пунктам, в смертоубивстве и разбое»

Колодников, которые сосланы на каторги, кроме тех, которые сосланы в Государственных винах, приличных к первым двум пунктам, також смертных убивств и учиненных разбоев, свободить, а именно: которые сосланы на 5 лет и ниже, и которые посланы на многие годы, а на каторге были по 5 лет и больше; а которые по делам назначены ныне на 5 лет и ниже, а не посланы, тех не посылать, а при свободе им объявлять, что они свобождены для здравия Его Императорскаго Величества. 

Амнистия была учреждена по случаю тяжёлой болезни Петра, от которой он вскоре и скончался. Последний указ его правления дополнительно прощал всех осуждённых на смерть или пожизненную каторгу (кроме убийц и разбойников-рецидивистов), причем предполагалось, что помилованные будут приносить молитвы о здравии царя, но не помогло и это. Неясно даже, успели ли хоть кого-то освободить за такое короткое время: Пётр умер в страшных мучениях в ночь на 28 января 1725 года.

Пётр Первый на смертном одре
Пётр Первый на смертном одре

Если хочется ещё: