Сегодня в дискуссии в интернете о перспективах китайских автомобилей на российском рынке не высказывается только лишь ленивый. Данное явление – экспансия продукции автопрома Поднебесной, уже не обходят стороной ни маститые аналитики, ни простые российские автолюбители.
Начнем с маститых аналитиков. Недавно, специалисты аналитического агентства Автостат опубликовали любопытный документ. Они оценили изменчивость структуры российского автомобильного рынка по происхождению брендов автомобилей. Оказалось, 20 лет назад в Российской Федерации на авторынке не было китайских автомобилей. Их рыночная доля была равна нулю.
Но уже в 2010 году, рыночная доля продукции китайского автопрома в РФ поднялась до 1,8%. Это были итоги так называемой «первой волны», нахлынувшей на авторынок РФ из-за берегов Амура. Помните, тогда на рынке появились совсем малоизвестные у нас наименования марок автомобилей – Hefei, BYD, Admiral, но среди них уже мелькали и те, которые мы сегодня хорошо знаем – Chery, Great Wall. Geely.
Сегодня в 2020 году на китайских автопроизводителей приходится 3,5% отечественного авторынка. То есть за прошедшие 10 лет доля автомобилей из Поднебесной выросла вдвое. И ведь она будет продолжать расти.
Многие, участвующие в таких дискуссиях отмечают, что китайцы идут проторенным путем корейцев. Корейские концерны, как видно, из графика проделали путь в главных игроков российского рынка за 15 лет с доли 1,7% в 2000 году.
Только, если у корейцев весь победно-триумфальный путь прошли две марки: Hyundai и KIA, а где-то в середине пути отстали Ssangyong и Ravon, то у китайцев сегодня насчитывает более 10 брендов: Haval, Geely, Chery, Changan, GAC, FAW, Brilliance, Great Wall, Dongfeng, Lifan и др.
Что еще, помимо многочисленности, отличает китайский автопром на российском рынке, так это медленное наращивание доли и так называемые вертикальные лифты. Поясним, под «вертикальным лифтом» мы понимаем движение вверх по топ-рейтингу российского авторынка в классе SUV (см. таблицу).
Дело в том, что еще два года назад в российском ТОП-рейтинге класса SUV не было представлено ни одной китайской марки. А вот в нынешнем рейтинге текущего года уже 14 и 15-ые места заняли китайские бренды Geely и Haval, а на 18 месте оказалась Chery. Годом ранее, по итогам 10 мес. 2019 года на 16-ой строке в аналогичном рейтинге появилась марка Haval. И за этот год она совершила рывок через две ступеньки, ведь ее динамика (рост) достойно всяческих похвал (+67,57% за год). Такую динамику легко пояснить, ведь прошлым летом начал работу в Тульской области сборочный завод «Хавейл Моторс Мануфэкчуринг Рус». Это хорошо известный факт, когда открытие локального производства резко подталкивает продажи вверх. Например, в 70-ые 80-ые годы прошлого века открытие заводов в США японскими автопроизводителями серьезно подтолкнуло продажи японцев на американском рынке. Да так, что «большой американской тройке» пришлось серьезно потесниться.
Но вернемся к «нашим» китайцам и посмотрим, а какие бренды они смогли подвинуть вниз рейтинга? Перечислим их. Это, прежде всего, отечественный УАЗ. Отсутствие обновления модельного ряда играет с отечественным производителем внедорожников злую шутку. В стране, где в глубинке можно проехать только на «уазике», спрос на вездеходы падает, хотя и медленно. А постоянно появляющиеся противоречивые новости о том, будет «русский прадо», или его не будет, играют не совсем приятную игру с лояльной русскому внедорожнику аудиторией.
Далее, была подвинута марка Chevrolet. И здесь все произошло из-за продажи доли американской корпорации General Motors в совместном предприятии СП GM-АВТОВАЗ. Как известно, в конце прошлого года оно перешло под крыло крупнейшего отечественного автопроизводителя. Дело в том, что подавляющую долю продаж новых автомобилей Chevrolet класса SUV представлял внедорожник Chevrolet Niva. Теперь результаты продаж засчитываются в пользу отечественной марки Lada. В свою очередь, объемы продаж больших американских внедорожников и кроссоверов Chevrolet ничтожно малы.
Вот уж кого удалось подвинуть трем китайским маркам в рейтинге, так это немецкая марка Audi. Но оценивать и сравнивать с Audi китайские бренды кроссоверов нет смысла. Эта премиальная марка, конкурентом которой являются немецкие премиумы BMW и Mercedes-Benz.
Стоит отметить, что китайские марки уже вплотную подбираются к позициям Lexus и Mazda. При этом по итогам октября три китайские марки опередили и Lexus и Mazda и вытеснили их с 13, 14 и 15-го мест в российском октябрьском месячном рейтинге, вплотную подобравшись к позициям Mercedes-Benz и Mitsubishi. (см. таблица)
То есть, китайские бренды при существующих трендах уже к концу года или в начале следующего года смогут подняться на две ступеньки в российском ТОП-рейтинге класса SUV, потеснив двух японских автопроизводителей - Lexus и Mazda.
Но если Lexus все же премиальная марка и ее сравнение с китайскими брендами просто некорректно, из-за разных целевых аудиторий, то относящаяся к верней части масс-сегмента Mazda уступила китайцам по причине усеченного модельного ряда своих кроссоверов (СХ-5 и CХ-9). Сможет ли поправить не слишком высокие продажи новинка Mazda CX-30, дебют которой вскоре ожидается, этот вопрос остается отрытым. Но вряд ли, судя по объявленному ценнику на этот кроссовер.
Вдобавок, наш канал прогнозирует интригу в следующем 2021 году. Это будет острейшая борьба между указанными тремя марками и еще одной японской маркой Mitsubishi. По всей видимости, китайцы пододвинут и эту японскую марку в российском рейтинге кроссоверов. У Mitsubishi ожидается в следующем году обновление модели Pajero Sport и Eclipse Cross. Первая находится за пределами ТОП-25 моделей кроссоверов российского рынка, а продажи «эклипсов» невелики.
А вот модельные ряды трех китайских автопроизводителей будут обновляться и расширяться. Но анализ этого тренда мы проведем позже. Данное расширение внушает надежду на то, что рыночные позиции китайских кроссоверов будут укрепляться, а рейтинги продаж идти только вверх. Верной дорогой идут китайские товарищи.