Сегодня всем хорошо известно, что КАМАЗ сыграл определённую роль в потеплении советско-американских отношений в 1970-х годах, в то время, когда продолжалась, так называемая «холодная война».
Для справки, немного из истории «холодной войны».
1945, октябрь. Заключено межправительственное соглашение о поставках из США в СССР на основе долгосрочного кредита в размере 244 миллионов долларов материалов и оборудования. Казалось бы, заложена хорошая основа для долговременного сотрудничества двух стран.
Однако, в 1946 году США аннулировали соглашение и прекратили обещанные поставки. В 1951-1955 годах импорт из США по существу прекратился, а экспорт был сведен до минимума. Объем товарооборота между СССР и США упал с 304 миллионов рублей (1946 год) до 22 миллионов рублей (1955 год).
И находился на таком низком уровне вплоть до 1972 года, когда в мае этого года в Москве состоялись переговоры на высшем уровне. Документы, подписанные в ходе той встречи президентом США республиканцем Никсоном и секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичом Брежневым, помимо всего прочего и важного, гарантировали сотрудничество между предприятиями двух стран и заключение соответствующих договоров.
В 1973 году рокфеллеровский ЧЕЙЗ МАНХЭТТЕН БАНК стал первым американским банком, открывшим своё представительство в Москве и начавший участвовать в крупных сделках с советскими внешнеторговыми организациями. В 1974 году товарооборот между СССР и США увеличился до 1 миллиарда долларов.
Но при этом, США оставались верны себе, принижая роль других и возвеличивая себя. Так, в газете «Нью-Йорк таймс» американский экономист Сэмюэл Лизар писал: «Только индустриальное партнёрство с крупнейшими американскими компаниями в состоянии помочь русским добиться выполнения их новых экономических планов в достаточно короткий срок».
Как будто СССР в то время не был высокоразвитой индустриальной державой!
Весной 1970 года в США было объявлено, что «Форд Мотор Компани» согласилась стать генеральным подрядчиком КАМАЗа.
Посмотрите уникальный документ – запись беседы Тарасова Александра Михайловича - министра автомобильной промышленности СССР с министром внешней торговли США Морисом Стенсом.
Встреча проходила в Москве 30 ноября 1971 года в весьма непринуждённой обстановке, обратите внимание, как шутил Морис Стенс насчёт советского гостеприимства на странице 9.
Внизу на фотографии в центре Тарасов Александр Михайлович – министр автомобильной промышленности СССР (1965-1975) во время посещения КАМАЗа.
Внизу на фотографиях Морис Стенс - министр внешней торговли США (1969-1972).
Кстати, этого человека, как руководителя фонда финансирования избирательной кампании Республиканской партии, во время выборной кампании 1972 года представители Демократической партии США обвиняли в политическом шпионаже.
Но мечтам Генри Форда о сотрудничестве с СССР не суждено было сбыться. Резкий протест заявил министр обороны США Мэлвин Лэйрд, которому уже виделись в Северном Вьетнаме советские грузовики, производимые с помощью США. Вот так об этом было написано в еженедельнике «За рубежом» в номере за 29 мая – 4 июня 1970 года.
И всё же американские фирмы посотрудничали с КАМАЗом.
В первой половине 1970-х годов 90 станкостроительных фирм США поставили на Камский автозавод более 2 500 единиц оборудования для литейного завода и завода двигателей. Среди них были плавильное и термическое оборудование фирм АДЖАКС, СВИНДЕЛЛ ДРЕССЛЕР, ХОЛКРОФТ, автоматические формовочные линии фирмы СИ КАСТ, линии механообработки блока цилиндров ИНГЕРСОЛЛ. Но это уже другая история.
А теперь непосредственно к теме, которая указана в заголовке.
В ноябре 1974 года на КАМАЗ приезжал вице-президент США Уолтер Мондейл, в 1977-1981 годах работавший в администрации Джимми Картера, от Демократической партии.
Кстати, когда в 1984 году Демократическая партия выдвинула Мондейла кандидатом в президенты США, то он потерпел сокрушительное поражение от шедшего на второй срок Рональда Рейгана.
Вот так о визите Мондейла писала газета «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского Автозавода» от 21 ноября 1974 года.
Посмотрите фотографии, сделанные во время пребывания Уолтера Мондейла (внизу на фотографии в центре) на КАМАЗе в ноябре 1974 года.
Экскурсия на ремонтно-инструментальный завод.
Уолтер Мондейл знакомится с продукцией ремонтно-инструментального завода.
Интересный факт, связанный с визитом Мондейла на ремонтно-инструментальный завод. Рассказывает Родыгин Аркадий Андреевич – секретарь парткома КАМАЗа: «Среди многочисленных иностранцев, посещавших КАМАЗ и работавших на нём, большинство людей деловых. Их вообще трудно удивить чем-либо, да и свои эмоции, как подобает деловым людям, они умеют прятать за маской равнодушия. Но надо было видеть, например, выражение (американского) сенатора Мондейла, когда он в 1974 году приехал на ремонтно-инструментальный завод, строительство которого заканчивалось. Почтенный сенатор не переставал искренне удивляться масштабами стройки и в порыве чувств попросил на память и спрятал в карман обыкновенное сверло, только что сделанное автоматом».
А сам Уолтер Мондейл после осмотра КАМАЗа в 1974 году произнёс: «Ничего лучшего в промышленности я не видел».
Вот так выглядели заводские корпуса КАМАЗа в 1974 году с высоты птичьего полёта.