Минтранс России разрабатывает новый стандарт о состоянии водителей пассажирского транспорта, согласно которому водителей автобусов и, возможно, такси обяжут использовать устройства для предупреждения сна за рулем.
Национальный стандарт могут разработать до июня следующего года. В то же время планируется внести поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части внедрения систем контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути. Целью поправок является повышение безаварийности работы водителей и сокращение числа ДТП.
Одной из самых распространенных причин аварий, до 20% от всех ДТП, является сон водителя за рулем.
Это побуждает многие автомобильные концерны работать над созданием систем контроля состояния водителей. Ранее были внедрены устройства, которые регистрируют наклон головы водителя, напоминающие наушники. Они издают звуковой сигнал, когда голова водителя характерно «кивает».
Кроме того есть устройства, которые следят за движением глаз.
Они регистрируют характерные плавающие движения глазных яблок и увеличивающиеся временные отрезки, когда глаза водителя закрыты. В России будут применяться устройства, которые были одобрены отраслевым союзом «Нейронет» и созданы в рамках одноименной дорожной карты «Национальной технологической инициативы» (НТИ).
Как отметил исполнительный директор «Нейронета» Александр Семенов, в Великом Новгороде и Туле сейчас проходят тесты соответствующих прототипов.
Один из устройств — это браслет на руку, который работает с применением методов электромиографии, подчеркнул Семенов.
Другим элементом системы контроля является неинвазивный нейроинтерфейс, который считывает активность головного мозга человека. Третий девайс — это софт с искусственным интеллектом на базе камеры, которая контролирует состояние водителя. Семенов объяснил, что все эти элементы могут быть использованы в системе как вместе, так и по отдельности.
Девайсы «Нейронета» актуальны в большей степени для межрегиональных маршрутов, утверждает член общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов.
Он отметил, что технологии, которые внедряются в Москве, пока недоступны для регионов.
По его мнению, аналогичные разработки должны носить характер эффективных бюджетных решений, на которые субъекты страны начнут переходить добровольно, если это действительно поможет значительно уменьшить уровень аварийности на дорогах.