Другие статьи этой серии:
Боевые повозки древнего Востока
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Первая часть ЗДЕСЬ: Боевые повозки древнего Востока
Несмотря на плохую маневренность и не слишком высокую максимальную скорость, боевые повозки применялись на всем Ближнем Востоке не только шумерами, но и их соперниками -соседями. Результатом активной эксплуатации этого вида транспортных средств стало то, что из конструкции «выжали» все, что только возможно: « …колесницы всех типов бытовали в Месопотамии уже с начала III тысячелетия до н.э., если не ранее… Четырехколесные колесницы в Месопотамии оканчивают свою боевую жизнь к началу II тысячелетия, и только к этому времени такие колесницы появляются в Малой Азии…» М.В. Горелик Так какими же они были эти повозки «на пике» своего развития?
Кузов повозки имел прямоугольную форму длиной от одного до полутора метров, при ширине пятьдесят-семьдесят сантиметров. Каркас кузова был деревянным и обшивался самыми различными материалами. Дно кузова настилалось из тонких деревянных досок, борта могли быть плетеными из гибкой лозы или тростника. Иногда промежутки между брусками каркаса бортов зашивалось кожей, шкурами, тонкими листами бронзы или комбинацией всего этого. Дно кузова шумерских колесниц выступало назад за линию бортов повозки, образуя своеобразные «запятки» на которых и стоял во время боя воин. Место внутри кузова было занято возницей и снаряжением.
«…Для крепления оси в кузовах … устраивались на боковых брусьях "шасси" — опущенные вниз выступы с отверстиями или выемками с прибитыми снизу подстраховывающими планками. Нередко для осей (или оси) делалась массивная деревянная коробка, крепившаяся к днищу кузова…»М.В. Горелик
«…дисковидные колеса с самого раннего времени имели толстые кожаные шины, прибитые множеством бронзовых гвоздей с высокими головками. Последние служили также для лучшего сцепления колеса с грунтом… Кроме того, в бою эти головки дополнительно калечили противника, попавшего под колеса. С конца III тысячелетия до н.э. применялись металлические оковки краев диска колеса … Размеры подлинных дисковидных колес — от 60 до 100 см в диаметре, около 2,5 см по толщине…Длина осей подлинных колесниц, найденных при раскопках Киша и Ура, составляет от 70 до 90 см…» М.В. Горелик
Хотя кое-где умудрялись приспособить для боя повозки, возимые крупнорогатой живностью, но видимо подобные эксперименты больших успехов не принесли и повсеместно в «тачанки древности» запрягали различных эквидов. «Эквид» - копытное животное семейства лошадиных, к которому относятся все лошади, включая лошадь Пржевальского все породы ослов, в том числе дикие сомалийские и абиссино-нубийские, и полуослы - кулан, онагр, кианг.
Есть мнение, что именно осел, первым из семейства лошадиных был приручен человеком, и произошло это в конце V тыс. до н. э. За точность этой даты не поручусь, мнения ученых, как водится, расходятся, но одно несомненно, ослы и полуослы использовались на Ближнем Востоке в качестве тягловых животных задолго до лошадей. Может быть это вызвано каким-то особенно «вредным» характером местных лошадей, а может быть тем, что до поры вполне хватало и ослиных сил. Тем более, что эти выносливые животные по сравнению с лошадью гораздо более неприхотливы в корме и в содержании.
Так что когда понадобились более шустрые животные чтобы таскать повозки на замену быкам и волам долго думать не стали, а запрягли в них эквидов. В упряжке обычно было трое животных, но иногда на древних изображениях попадаются повозки, запряженные двумя или тремя ослами. Вплоть до начала II тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке эквиды с успехом заменяли лошадей. Впрочем, с лошадями шумеры были вполне знакомы и называли их «ослами гор», про попытки приручения ничего не известно.
«…Управление эквидами в III — начале II тысячелетия до н.э. осуществлялось стрекалом, хлыстом и, главное, поводьями, крепившимися к металлическому кольцу, продетому сквозь ноздри животного… Из предметов сбруи на Ближнем Востоке в III — начале II тысячелетия до н.э. употреблялся ошейник, посредством которого ярмо соединялось с шеей животного. Судя по изображениям и лингвистическим данным, он делался из кожи или ткани (видимо, взятой в несколько слоев), часто был плетеным и имел украшения в виде фестонов или кистей из пучков шерсти…» М.В. Горелик
Гиппологи М. Литтауэр и Й. Крауэл посвятившие изучению повозок шумерского типа немало времени считали, что их максимальная скорость достигала девятнадцати километров в час. Для современного автомобиля это совсем немного, а для деревянной повозки без смягчающих тряску рессор, на не имеющих спиц цельнодеревянных колесах? Как знать, в те далекие времена люди воспринимали скорость немного по-другому. Но видимо шумеров неповоротливость и не слишком высокая скорость боевых повозок тоже не всегда устраивала, потому что пытливый человеческий ум «родил» в дополнение к четырехколесным повозкам весьма необычное транспортное средство на двух колесах. Не то «мотоцикл» на эквидной тяге, не то седло с колесиками.
У этого, как модно сейчас говорить, «не имеющего мировых аналогов» транспортного средства был очень необычный кузов, главной «фишкой» которого была его «…специфическая форма в виде седла: ездок сидел верхом на центральной части кузова, упираясь ногами в боковые выступы или в выступы ступицы оси; передок более или менее наклонный или вертикальный, часто очень высокий, защищавший ездока до шеи от пыли и вражеского оружия; спинка различной высоты, иногда до плеч ездока, но чаще низкая, как правило, отогнутая назад; в отдельных случаях спинка отсутствует; нередко сиденье, спинка, а иногда и внутренняя сторона передка покрывались шкурами…» М.В. Горелик
Если сформулировать мысль более просто, то получится, что вся колесница только из массивного седла «мотоциклетного типа» с закрепленной в нижней части «кузова» осью и состояла. Насколько это было практично, судить не берусь. Колесницы подобного типа существовали некоторое время, археологами найдено несколько изображений таких повозок. Но после появления классической колесницы с кузовом на два-три седока, колесами оснащенными спицами и лошадью в качестве тяглового животного этот вид колесниц исчезает навсегда, в отличие от современных им четырехколесных повозок, те некоторое время еще используются с уже «модернизированными» колесами.
Двухколесные повозки, безусловно, превосходили своих четырехколесных современниц в скорости и маневренности: «…судя по ряду изображений на печатях, ранние колесницы, … использовались на охоте, где всадник в сопровождении собаки преследует какое-либо (именно одиночное!) животное, что, несомненно, требовало весьма быстрого и сложного маневра…». М.В. Горелик
Хотя на рельефах, где изображены эти оригинальные колесницы видно, что они оснащены колчаном для дротиков едва ли можно предположить, что они использовались на поле боя. Кузов подобного типа не обеспечивал никакой защиты седоку, а руки последнего были заняты управлением повозкой. Даже в более поздние времена экипаж боевой колесницы состоял минимум из двух человек, один из которых вел бой, а другой правил лошадями. Логичнее будет признать, что подобные колесницы использовались для разведки, связи и охоты.
Боевые повозки на Ближнем Востоке, будучи для того времени несомненной военно-технической новинкой, использовались сначала воинской элитой, а чуть позднее превратились в личный транспорт полководцев и царей. Это придает им некий имидж «элитарности». Повозки царей богато украшают и используют в похоронной церемонии, они сопутствуют правителям по пути в иной мир. Постепенно боевые повозки вместе со всеми положенными им атрибутами проникают в мифологию. Они становятся средством передвижения богов и приобретают в легендах вместе с магическими свойствами, положенными вещам божеств, сакральный смысл. Можно сказать, что для воинов Шумера боевые повозки становятся символом победы.
В XVIII—XVI в. до н. э. во времена правления XIII—XVII династии пришлый народ (или народы) гиксосов завоевал значительную часть Древнего Египта. С собой пришельцы принесли продвинутую по тем временам военную технику - колесницы, новые типы доспехов, составные луки, что и позволило им на время добиться победы. Около 1550 г. до н. э первый фараон XVIII династии Яхмос I смог окончательно изгнать их из Египта. Но принесенные ими новые знания и умения остались и быстро распостранились е только по Египту, но и по сопредельным регионам. Среди этих «приобретений» были: новый тип колесниц, более легких и маневренных, чем боевые повозки и одомашненные лошади, которые с этого момента становятся основным помощником человека, оттеснив эквидов на задний план.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
"БОЕВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ ПЕРЕДНЕГО ВОСТОКА III-II ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ДО Н.Э." М.В. ГОРЕЛИК
«ОСЛЫ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ ДРЕВНОСТИ» А.К. Нефёдкин
"Колесница в армиях городов-государств досаргоновского Шумера" Кошурников С.Г.