Приветствую, друзья! Улучшить проходимость Нивы можно разными способами, в этот раз я взялся за установку блокировки. Как раз, обдумываю, как выбрать подходящий вариант.
Дифференциал, как известно, передаёт мощность мотора на полуоси ведущих колёс. Межколёсный дифференциал присутствует почти во всех машинах. На Ниве, как известно, полный привод, так что дополнительно есть ещё и межосевой диф, раздающий момент на заднюю и переднюю пары колёс.
Коэффициент, преднатяг и прочие характеристики
Выбирая блокировку нужно учитывать два важных момента – коэффициент блокировки и преднатяг. Первый определяет соотношение момента на отстающем колесе к тому, которое потеряло сцепление с дорогой. Его для самоблокирующегося дифференциала может составлять цифра от 1 до 5, причём единичка – коэффициент обычного свободного дифа.
Второй (преднатяг), как уже понятно из названия, определяет присутствие предварительного момента блокировки в дифференциале ещё до возникновения разницы в частоте вращения колёс.
Конструкция винтовой блокировки, оснащённая шайбами, имеет преимущество перед «червячной» или дисковой – там изнашиваются, соответственно, зубья и фрикционы, а вот шайбы по мере их «усталости» можно заменить, что позволит блокировке и дальше работать на 100%.
Винты, диски, червяки. Что лучше?
Так, чем заменим родные дифференциалы на Ниве?! Выбирать будем из изделий, которые можно блокировать нажатием кнопки из салона машины или же устройствами, способными автономно работать без участия водителя. Если, конечно, не считать регламентной замены масла.
1. Самоблок повышенного трения (LSD) может быть дисковым, червячным или винтовым
В дисковой блокировка колёс происходит посредством распирания пакетов фрикционов, похожих на те, что используются в автоматических КПП. Червячная отличается «зубастой» передачей, которая жёстко блокирует колёса при любом намёке на пробуксовку. При этом червячную и винтовую блокировки часто путают, поскольку винтовая это тот же Torsen, но более современный.
2. Принудительная блокировка
К этим устройствам относятся любая блокировка, которой заменяют штатный дифференциал, но оснащённая системой управления из салона – водитель сам может в любой момент времени заблокировать и разблокировать колёса.
Есть вариант с пневматической муфтой, к которой дополнительно устанавливают пневмороспуск (клапана и магистраль) и компрессор с ресивером. Можно использовать также изделие «УльтраБЛОК», которое блокируется при помощи электропривода – весь механизм хорошо защищён от влаги и пыли. Нажимаем кнопку и в течение 10 секунд диф блокируется.
Что ещё забыл рассказать? Для любителей «валить боком» существует готовая «заварка» – дифференциал, который жёстко заварен и с его установкой колёса постоянно будут заблокированы, как если их установить на единственную ось, а не на две разные «палки».
Пневма – «за» и «против»
Пока изучал разные варианты, обратил внимание, что интернет-магазин SV-PARTS предлагает две готовые пневмосистемы, оснащённые отличными компрессорами «Беркут», пневмораспределителями, шлангом и пистолетом, «косой» проводов, а также набором датчиков и реле.
То есть, можно смело взять принудительную пневмоблокировку и куда-нибудь в заднее крыло приладить пневму – всегда пригодится, если пришлось травить колёса, да ещё и блокировка будет работать.
Универсальное решение или самостоятельный проект?
Честно говоря, я пока склоняюсь к варианту максимально жёсткой подготовки для бездорожья – самоблок в оба моста или же поставить в задний мост самоблокирующийся диф, а передок оснастить принудительной блокировкой. Какой именно – пока не решил, скорее всего возьму винтовую типа «Sport».
Правда, можно не заморачиваться и просто приобрести в магазине SV-PARTS в сборе редуктор с любой блокировкой, вроде этого изделия с главной парой 4,1. Как думаете – на чём остановиться?
Не забывайте подписываться и рассказывайте – какие блокировки довелось попробовать? Как ощущения?