Найти в Дзене

Судьба самолёта: история Ан-22 СССР-09334

В России всего два места, где обычный человек может увидеть Ан-22 "Антей" - самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Первое - музей военно-транспортной авиации в Иваново, однако без предварительной записи туда не попасть. И второе - музей ВВС в подмосковном Монино. Здесь стоит Ан-22 с номером СССР-09334, попавший в музей после грубой посадки в Африке.

Самолёт с номером СССР-09334 был выпущен в 1970 году на Ташкентском авиазаводе. Это был семнадцатый Ан-22, построенный серийно и девятнадцатая машина, с учётом двух прототипов. С завода самолёт поступил в 81 военно-транспортный авиаполк, базирующийся в Иваново. В полку борт 09334 успел стать лидером по налёту.

В июне 1974 года самолёт попал в первое происшествие. При посадке на базовом аэродроме Иваново-Северный из-за ошибок экипажа самолёт коснулся полосы с перегрузкой в 3.2G. После первого касания Ан-22 отделился от ВПП и повторно коснулся её с перегрузкой в 2.4G. Результат - восемь колёс шасси лопнули, самолёт получил повреждения обтекателей шасси. На тот момент это была первая грубая посадка на самолёте Ан-22.

Три последующих года борт 09334 пролетал без происшествий, однако летом 1977 года самолёт едва не лишился левой двери во время выброса десанта. Из-за рассоединившихся креплений Ан-22 получил повреждения двери и фюзеляжа.

-2

Ещё один инцидент с Ан-22 СССР-09334 произошёл в 1985 году. Самолёт находился в воздухе почти 4 часа, когда на высоте 600 метров остановился двигатель №4. Самолёт благополучно приземлился на аэродроме базирования и уже на земле "потерял" ещё один двигатель - №3 - остановившийся во время руления. Позже выяснилось, что причиной остановки двигателя стало засорение топливных фильтров и форсунок.

В 1987 году 81 втап был задействован для переброски вертолётов Ми-8 в Эфиопию. В стране в это время начался короткий сезон дождей и летать советским лётчикам приходилось в сложных метеоусловиях. 13 марта, когда борт 09334 заходил на посадку в аэропорту Аддис-Абебы, в столице Эфиопии была сильная гроза. Подсветка на ВПП не работала, что усложняло работу экипажа и привело к ошибках при заходе на посадку. В итоге самолёт коснулся полосы на повышенной скорости (265 км/ч против нормальных 240 км/ч), с перегрузкой в 2.35G. Вкупе с посадкой на все три стойки это привело к козлению - Ан-22 отделился от полосы и вскоре вновь коснулся её, на этот раз с перегрузкой в 1,5G, и вновь отскочил от ВПП. Третье касание произошло с перегрузкой 1,8G, а потом не выдержали шасси. Левая средняя стойка сломалась, её обломки повредили левое крыло. Кроме самолёт получил повреждения левого обтекателя шасси.

-3

Советским техникам удалось восстановить самолёт, но в эксплуатацию он уже не вернулся. Было принято решение передать Ан-22 в музей ВВС и 30 сентября 1987 года самолёт последний раз поднялся в небо и совершил посадку в Монино.

Материалы по теме:

Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?

Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт

Аэропорт Сочи: 10 часов съёмки самолётов

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани

Судьба самолёта: история "хрущёвского" Ту-114

SSJ-100: мнение пассажира

Самолёт в торговом центре: история Ту-154 RA-85848

Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus

Что происходит в закрытом аэропорту Ататюрка?