Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Всем рожать! Не возражать! Почему мы стремимся навязать другим свои правила жизни

Оглавление

К написанию этой статьи меня подтолкнул комментарий читательницы к одному из материалов: «Вот я, например, не люблю чайлдфри, они ещё агрессивнее своё мнение навязывают».

Мне не доводилось пересекаться с чайлдфри (если доводилось – вероятно, они мне свою идеологию не только не навязывали, но и не открыли). Однако вспомнились какие-то обрывки фраз из обсуждений в женских коллективах, а также мнения в разного рода темах о материнстве или, наоборот, бездетности, где чайлдНЕфри были весьма активны в попытках загнать всех женщин в «прокрустово ложе» своих представлений о счастье.

«Смысл существования женщины – в материнстве»

«Не родила – не женщина» (от создателей «Не служил – не мужик»)

«Самое большое счастье в жизни – это дети»

Далее обсуждаются знаменитости, не имеющие детей, с подробным анализом причин, приведших к этому (здоровье, отсутствие «нормального мужика» и прочие интимные подробности, откуда-то достоверно известные авторитетной комиссии).

-2

Следом непременно вступает хор радикально настроенных мужчин с заявлениями «баба без семьи – это навоз» и «женщина неполноценна, если у неё нет детей» (ох, были уже в истории попытки устанавливать стандарты «полноценности» и критерии «неполноценности», все помнят, к чему это привело?)

Нет, я вовсе не собираюсь выступить против любящих мам и их малышей – я за то, чтобы познали радость материнства все женщины, мечтающие об этом, а их дети всегда улыбались и были счастливы.

Речь о другом.

Я задумалась, откуда в нас этот атавизм – непременно пытаться насильственно обратить других в свою веру? Что это – инстинкты животного мира, которые гласят: «Не выделяйся, а то будешь съеден?»

Или крепко укоренившиеся рефлексы прошлого с обязательными собраниями, маршами строем, с пионерскими галстуками, которые все обязаны были носить, и, если вдруг утром забудешь надеть – чувствуешь себя голым, а одноклассники с осуждением спрашивают: «Почему без галстука?»

Многие ли из нас удержались, чтобы в сердцах не сказать своему ребёнку: «Все дети как дети, а ты!»

-3

И в голове ребёнка подспудно начинает формироваться клише, что он какой-то не такой, вот все – «такие», а он – «неправильный». Как следствие, более крепкие духом часто уходят в протест и бунт, другие замыкаются в себе, перестают верить в то хорошее, что в них есть, потому что это хорошее – не «как у всех».

Девочки вырастают и выходят замуж за нелюбимых, потому что «пора» и «так надо».

Юноши и девушки выбирают профессию и род деятельности не по способностям и внутренним наклонностям, а исходя из престижа или практичности профессии. Отсюда нынче столько «юристов» и «экономистов», которые не работают ни в юриспруденции, ни в экономике.

Да что далеко ходить: я, окончив школу, мечтала поступать на филфак в НГУ, но родители в два голоса начали возражать: «а если не поступишь?!», «что это за профессия – филолог, кем ты работать будешь?», «вот у Татьяны Палны Коля идёт в НЭТИ, у Шахерезады Романовны Таня – в Нархоз, а ты непонятно куда собралась!».

И я поступила в технический вуз. Чтобы, как все, иметь «нормальную» профессию. Я сделала карьеру, много зарабатывала, могла, при желании, «трясти» у других перед носом названием своей должности, но радости мне всё это не принесло. Это был не мой выбор.

-4

А до этого в первом классе меня, левшу, насильственно переучивали писать правой рукой. Чтобы была как все, ибо нечего выделяться. У меня до сих пор деформирован средний палец правой руки, не желавшей держать ручку, но все действия, включая рисование, я осуществляю левой, правой только пишу. Единственный бонус – могу быстро, не думая написать одновременно и левой, и правой одну и ту же фразу, причём левой – справа налево в зеркальном отображении: прочитать можно, только поднеся листок оборотной стороной к свету или лицевой – к зеркалу.

Кому мешало, что я левша?

Кому из нас мешает, что кто-то заплёл розовые косички, или сделал пирсинг, или любит фотографировать белочек больше, чем проводить время в шумных компаниях?

Как изменится наша жизнь, более того – что в ней изменится к худшему, если другие люди будут выстраивать свою жизнь согласно собственным представлениям о счастье, и сформируют свою шкалу приоритетов, отличную от нашей? Ответ – никак, ничто.

Но тогда зачем, в попытках причесать других под одну гребёнку, мы ожесточённо нападаем на них, как средневековые крестоносцы во время кровопролитного похода во имя веры?

-5

Зачем уподобляемся инквизиторам, сжигающим на костре своего неприятия всех, кого уличаем в ереси? На каком основании считаем себя правыми, а других – заблуждающимися?

Я глубоко убеждена, что человек, находящийся в гармонии с собой и построивший жизнь согласно собственным представлениям о счастье и ценностях, не будет указывать другим, как им жить: ему это попросту незачем. Он проживает свою жизнь и даёт право другим проживать свою.

Любого рода навязчивые рекомендации, как нужно или не нужно делать, что правильно, а что нет, что есть счастье, а что нет, похоже на посыл «не то плохо, что у меня корова сдохла, а то, что у соседа жива».

Что-то не вполне благополучно в Датском королевстве, что-то гнетёт тех, кто раздаёт направо и налево советы и указания.

Знаю, кто-нибудь обязательно возразит: «Ну, так вы со своей терпимостью и призывом быть «не такими как все» оправдаете любое извращение».

Вовсе нет. Когда я отстаиваю право каждого человека отличаться и строить жизнь по своему вкусу, я ввожу только одно ограничение: если это не угрожает безопасности, жизни и здоровью других людей.

-6

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»

М. Бакунин

В мире и так всё довольно неоднозначно и сложно переплетено, слишком близко соприкасаются наши личные миры и личные свободы, чтобы утяжелять всё искусственно навязываемыми стандартами.

Мне потребовалось много времени, чтобы обрести внутреннюю свободу и наконец начать жить согласно своим, а не чужим представлениям о счастье. Теперь, кто бы что ни говорил, это не имеет значения, потому что только я знаю, как лучше для меня.

Принуждение к тому, чтобы «быть как все», «поступать как все» приводит к тому, что человек теряет веру в себя, пренебрегает своими желаниями, закапывает в землю свой талант, боясь агрессивной реакции окружающих.

Если бы Софья Корвин-Круковская послушалась отца, который был категорически против обучения дочери, и покорилась жёстким правилам, запрещающим поступление женщин в высшие учебные заведения в России, мир не узнал бы первую в Российской Империи и Северной Европе женщину-профессора математики Софью Ковалевскую.

Если бы Михайло Ломоносов уступил настоятельному стремлению отца женить его и ожесточённому неприятию мачехой его страсти к книгам, не было бы талантливейшего, разносторонне развитого учёного-физика, химика, астронома, историографа, поэта, металлурга, геолога, гордости России - Михаила Васильевича Ломоносова.

-7

И, наконец, именно Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно – он-то и делает открытие».

Читайте также:🌾

Давайте позволим людям быть непохожими друг на друга. По-разному выглядеть, по-разному жить, в разном видеть счастье и смысл самой жизни.

Позволим нашим детям по-своему изображать мир: рисовать его мелками на асфальте или акварелью в альбоме, карандашом в тетрадке или маслом на холсте. Пусть дети знают, что они все – хорошие, и все – не как все, со своей яркой уникальностью.

-8

Ведь именно разноцветность мира делает его таким неповторимым, интересным и непредсказуемым.

Давайте будем терпимее и добрее друг к другу – ведь это так просто. И так важно.

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

До встречи на канале!

-9