Буквально с 1935 г. торшеры с рассеивателями-шарами, де-факто, стали символом метро – их изображали художники, офорты с этими торшерами использовались для завершения статей в периодике. В послевоенные годы принципиальная конструкция торшеров-шариков не менялась, однако их дизайнерское решение претерпело несколько изменений. Поэтому на протяжении 15 лет с 1944 по 1958 г. можно выделить сразу три варианта дизайна торшера такого типа, а в 1950-м к ним добавились и новые типы торшеров, решённые уже аллегорически – «факел» («Октябрьская» Кольцевой линии) и «колонна-сноп» («Курская» Кольцевой линии).
В 1943 г. цех по проектированию и изготовлению осветительной арматуры и художественного литья (при Метрострое) возглавил А. И. Дамский. Всего скорее уже под его руководством был буквально сразу создан новый дизайн торшера-шарика. Изящное построение узла, замещающего капитель, красивые линии и сложные радиусы, элегантная база – всё это позволяет отнести эти торшеры к зрелому ардеко, в котором реализованы станции военных лет. Одновременно, рисунок этих торшеров скромен и сдержан. Эти торшеры характеризует не только эстетичность, но и простота сборки и эксплуатации. Совокупность этих факторов как раз и есть проявление высшего качества дизайна. Впервые они появились ещё во время войны, в 1944 на «Семёновской» и «Павелецкой»; были установлены на эскалаторах в новом, восточном вестибюле «Площади Революции», открытом в 1947 г., применялись на нескольких станциях первого участка Кольцевой линии. За годы эксплуатации они «поистрепались» и потеряли былой лоск и блеск деталей, стали «неприметными».
В наши дни их почти не осталось в метро, своеобразным «заповедником» этих, теперь уже редких торшеров, оказался северный выход «Комсомольской» Сокольнической линии. Подходной коридор к ней был реконструирован по проекту А. Ю. Заболотной и В. Д. Кокорина при строительстве нового вестибюля; тогда и был добавлен наклонный ход. Вот на этом наклоне, неприметном в сравнении с двумя «большими» эскалаторами узла «Комсомольской», и стоят самые старые в московском метрополитене торшеры. (Если не считать буквально двух «довоенных», оказавшихся случайными анахронизмами на «Арбатской» Арбатско-Покровской и «Киевской» Кольцевой линии, о которых мы говорили в первой части).
Стоит заметить, что на некоторых фото торшеры на «Павелецкой» Замоскворецкого радиуса имеют несколько иное строение, неизвестно – это ошибка ретушёра или действительно экспериментальный вариант.
Следующие по времени – торшеры на станциях, открытых в 1950-м г. – на «Октябрьской» и «Курской». Впервые, балюстрадные торшеры разработаны как часть архитектурного образа, в тематическом комплекте с другими светильниками для конкретных станций, и только потом растиражированы. В обоих случаях «родные» и художественно неотделимые торшеры утрачены. О них подробно поговорим в следующей заметке. Сейчас же отметим, что в разработанном А. И. Дамским специально для «Октябрьской» торшере-факеле использовались, как сказали бы сейчас, модульные принципы сборки: можно компоновать торшеры, бра, рожки люстр, заменяя лишь часть элементов.
Одна из деталей «факела» – «пальмовая окантовка ножки» использована в следующем варианте дизайна. Он появился на станциях 1953 и 1954 гг. В этом дизайне появилась полноценная база, с валиками и жгутами, подобно колонне или античному сосуду. Добавилась и лиственная обработка шарика-яблока в капители, а сам шар рассеивателя устанавливался в чашеобразное основание.алый наклонный ход северного (восточного) вестибюля ст. "Красные Ворота". Открыт в 1954 г. После замены эскалаторов в 2016 г. торшеры сохранены. Фото автора, 2015 г.
В 2016 г. впервые при реконструкции использованы реплики исторических торшеров, и именно эти торшеры были повторены. Хотя, стоит оговориться, что и рисунок листиков в капители стал скруглённым (против угловатого в оригиналах), да и для станции «Проспект Мира» они не «родные». Оригиналы же этих торшеров можно увидеть на «Краснопресненской», или на «Арбатской» и «Киевской», где как раз среди них «спрятались» довоенные торшеры: если не вглядываться и не знать детали – издалека их легко спутать.
Последний вариант советских торшеров-шариков в Москве был установлен на эскалаторах станции «ВДНХ» в 1958 г. (в наше время утрачен). Он выполнен благородно и сдержанно…, впрочем, в соответствии духу момента: на смену сталинской неоклассике поднималась заря оттепельного модернизма. Это роднит их с торшерами I-й очереди: они попали в подобную ситуацию соединения авангарда и ардеко. На самом деле, слово «соединение» здесь раскрывает причины особой эстетики: в торшерах «ВДНХ» соединился дизайн «факела» и шар рассеивателя, который устанавливался непосредственно на раструб стойки уже без «пальмовой» капители, от которой остался лишь валик. Как и «большая» архитектура этого участка, торшеры – тоже «отзвук» послевоенной архитектуры, но в сдержанном, не перегруженном «излишествами» варианте. Применение этих торшеров здесь ещё и показывает, что архитекторы и светотехники в 1950-е старались не мешать на одной станции типы источников света и, в частности, контрастные цветовые температуры – «тёплые» и «холодные», а поддерживать целостность светового и архитектурного решения. Этому правилу подчиняется не только Кольцевая линия, но и станции Фрунзенского и Рижского радиусов.
Как бы там ни было, этот «гибрид» был применён лишь на одной станции в 1958 г, после чего торшеры с шаровидными рассеивателями взяли тайм-аут длиной в сорок лет, вплоть до 1999 г. и пуска станции «Дубровка».
Узнать о довоенных торшерах в московском метро.
#mosmetro #московскийтранспорт #архитектураметро #архитектура #историямосквы #искусство #эскалаторы #советскийдизайн #1940-е #1950-е