Большинство из нас осознают огромное неравенство, существующее в мире, и даже если это не так, доступ к этой информации может изменить наше поведение. Исследования показали, что мы с большей вероятностью пойдем на риск, столкнувшись с неравенством, и что это может снизить вероятность щедрости людей с высоким доходом .
Это также может изменить отношение людей к государственной политике, как обнаружили Мелисса Л. Сэндс и Даниэль де Кадт из Калифорнийского университета в Мерседе в новом исследовании в Nature. Они исследовали реальное неравенство в районах с низким уровнем дохода в Южной Африке и обнаружили, что видимые напоминания о неравном социально-экономическом статусе могут повысить поддержку налогообложения богатых.
В Южной Африке, как и во многих других странах, наблюдается высокий уровень неравенства, во многом связанный с апартеидом и колониализмом: по данным Всемирного банка , 1% самых богатых людей в Южной Африке владеют 71% активов, а 60% беднейших слоев населения владеют лишь 7%. Само исследование проводилось в Соуэто, районе, который имеет особенно низкий социально-экономический статус как внутри страны, так и в пределах ее провинции Гаутенг. Средний годовой доход домохозяйства в семи районах, где проводилось исследование, составляет 32 000 рандов - половину среднего годового дохода чернокожих южноафриканцев.
Методы были простыми. К участникам обратился петиционер, который попросил либо о поддержке политики, которая будет перераспределять богатство за счет более высоких налогов для богатых, либо о политике, связанной с возобновляемой энергией. В некоторых случаях на этом месте находился BMW 3 серии; на других машина отсутствовала.
В целом участники на 9% реже останавливались, чтобы подписать любую петицию, когда машина находилась поблизости. Но после учета этого базового «подавляющего эффекта» команда обнаружила, что участники на самом деле были на 11% более склонны подписывать петицию о налоге на богатство, чем петицию о возобновляемых источниках энергии в присутствии BMW. То есть автомобиль, напоминание о неравенстве, казалось, усиливал поддержку именно по вопросу налогообложения.
Полученные данные подтверждают результаты опроса 2015 года, также проанализированного командой, который также показал, что жители Соуэто, подверженные большему неравенству там, где они жили (например, те, кто с большей вероятностью увидят признаки богатства в пределах километра от своего дома), с большей вероятностью поддерживать более высокое налогообложение богатых. Этого не было, когда заметные признаки неравенства находились дальше, на расстоянии пяти или десяти километров. Все это говорит о том, что видимые признаки неравенства повышают вероятность того, что люди захотят что-то с этим сделать.
В исследовании не изучалась готовность участников участвовать в других актах сопротивления или продолжительность таких действий. Как отмечают Колин Треду и Джон Диксон в этой статье об исследовании, подписание петиции - это пример нормативного сопротивления - довольно приемлемый способ выразить несогласие. Было бы интересно изучить вопрос о том, побудят ли проявления неравенства людей к более активным протестам, равно как и проследить, как такие чувства сохраняются с течением времени. А как быть с теми, у кого более высокий доход? Неясно, окажет ли наличие модного автомобиля такой же эффект на эту группу - так что же может побудить их поддержать социальную политику, которая поможет многим?
Дальнейшая работа могла бы также изучить значение, которое местные жители приписывают таким проявлениям неравенства. Команда отмечает, что Соуэто - это место серьезного расового расслоения, и сложно отделить проблемы расы и колониализма от проблем неравенства доходов. Представляет ли автомобиль расовое или классовое расслоение, и то, и другое? Последующий опрос может помочь глубже разобраться в этих проблемах.
Позитивный психолог